Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как божественное знание стало бизнесом

История возникновения и развития авторского права в России

В этой статье достаточно подробно описаны все вехи становления авторского права,
от тех времен, когда автор считался проводником божественной воли,
до современной трактовки защиты его интеллектуальной собственности.
Прочтите и сделайте свой вывод об этом скачке в развитии.

Илья Кобозев, редактор 1001

 

В Средневековье предъявлять права на произведение считалось грехом, в царской России вся печать была монополизирована государством, появление СССР разом перевело все произведения в статус общественное достояние. 90-е годы познакомили российских граждан с понятием ретроактивной защиты произведений.

 

И в России, и в мире авторское право является довольно молодой правовой отраслью. Дело в том, что и римское, и пришедшее ему на смену средневековое право работали только с материальными объектами. Например, если сосед-феодал забрал под свои нужды часть вашей земли, в глазах закона все прозрачно: он незаконно присвоил чужое имущество. В случае же с украденным текстом рукописи было неясно, на основании чего подавать иск: формально вы не лишились своего имущества, и по-прежнему можете использовать его в личных целях – распространять, перепродавать и т.п. Все осложнялось еще и тем, что авторы произведений даже в глазах ученых людей были не творцами, чьи произведения обладали самостоятельной ценностью, а проводниками божественного знания. Поэтому заявлять свои права, да и просто подписывать произведения считалось грехом.

Шло время, с либерализацией общественных настроений и цензурных уставов развивалась и печатная техника. Совершенствующиеся печатные станки позволили создавать и распространять все более дешевые копии литературных произведений. В 1710 году в Европе появляется первый законодательный акт, легализующий авторские права – Статут Королевы Анны, который позволял авторам сохранять права на свои творения в течение 14 последующих лет, даже если рукопись была продана издателю.

В России же вплоть до конца XVIII века монополия на книгоиздательское дело оставалась за государством. Первая частная типография была открыта по специальному разрешению только в 1771 году, но печатать она могла лишь прошедшие цензуру иностранные книги. Русскоязычные книги и сочинения частникам печатать было нельзя, «дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было». И хотя в 1783 году Екатерина II разрешила устройство частных («вольных») типографий по всей стране, уже через тринадцать лет Павел I отменил выпущенный ею указ, посчитав его излишне либеральным. Вновь частное книгопечатание в России появилось только в начале XIX века – с приходом к власти Александра I в 1801 году. Но и тогда в сфере издательского дела государство сохраняло доминирующее положение. Из-за фактической монополии правительства на печать и отсутствии конкуренции между издателями институт авторского права в России сформировался почти на век позже, чем в Западной Европе.

В связи с участившимися случаями неверного указания авторов произведений и мошенничества среди издателей в 1816 году правительство издало указ, согласно которому при аудите рукописей цензурой проверялись также права издателя на печать произведения. Почти одновременно с этим был принят первый патентный закон России – «О привилегиях на разные изобретения и открытиях в художестве и ремеслах». В нем было установлено, что владелец изобретения имеет исключительное право использовать его самостоятельно или передавать право использования другим лицам. Чтобы получить патент, нужно было отправить прошение и детальное описание своего изобретения в Министерство внутренних дел, а также внести положенную плату в зависимости от срока действия патента: за 3 года – 300 рублей, на 5 лет – 500, на 10 лет – 1,5 тысячи.

Первый закон, регулирующий авторское право, появился в рамках цензурного законодательства, которое на протяжении всей истории Российской Империи и СССР было неразрывно связано с авторским правом. Новый цензурный устав 1828 года включал в себя главу «О сочинителях и издателях книг», согласно которой автор или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Авторское право охранялось еще 25 лет после смерти сочинителя (через два года этот срок был продлен до 35 лет), по истечению которых произведение переходило в общественное достояние. При этом автор, «напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава. лишался всех прав на оную». Фактически, закон защищал только те произведения, которые прошли цензуру и были одобрены ведомством по делам печати. Вышедшее вскоре Положение о правах сочинителей дополнило уже принятые акты, регламентировав вопросы охраны статей в журналах, частных писем и хрестоматий. Права сочинителя впервые были открыто признаны правом собственности.

Постепенно количество авторских полномочий расширялось – так, в 1845 году были легализированы авторские права композиторов, в 1846 – художников и архитекторов, в 1875 году срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет, а в 1877 авторское право наконец закрепилось как отрасль гражданского права, а не часть цензурного устава. Одновременно был пересмотрен порядок выдачи патентов, который из особой милости власти на эксклюзивное использование того или иного технического новшества, иногда даже придуманного заграницей, стал тем, каким мы знаем его сегодня – документом, фиксирующим законные права всякого изобретателя.

В 1874 году появилось и первое общество, образованное с целью защиты авторских прав – «Общество русских писателей и драматургов» – прообраз современного авторского общества. Организация защищала материальные интересы драматургов и следила, чтобы авторам пьес выплачивались процентные отчисления от театральных постановок.

К началу 20 века стало очевидно, что частные дополнения и усовершенствования закона семидесятилетней давности больше не в состоянии обеспечить нормальное функционирование авторского права. Назрела необходимость в новом законе. Таким стало составленное по западноевропейским образцам Положение об авторском праве, принятое в 1911 году. В законе были четко прописаны основные понятия права – круг охраняемых объектов (литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения), срок действия авторского права (в течение жизни автора и 50 лет после его смерти), вопросы правопреемства (стала возможной передача всех авторских прав издателю), средства защиты и т.п. Несмотря на то, что это был значительный шаг в сторону развития авторского права в России, уровень охраны был довольно низким и не уравнивал российских авторов с правами авторов стран-участниц Бернской конвенции в полном объеме.

После Октябрьской революции прежнее гражданское законодательство, включая и Закон об авторском праве 1911 года, было отменено. Те положения права, которые еще действовали, вскоре были заменены декретами. Первым из них был декрет ЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве», в соответствии с которым была немедленно развернута широкая издательская деятельность по выпуску классической литературы в дешевых изданиях для образовательных целей. На сочинения, выбранные к изданию, при этом объявлялась государственная монополия сроком до пяти лет (позже правительство продлило ее еще на пять). Таким образом, произведения Чехова, Чернышевского, Достоевского, Герцена, Лермонтова, Пушкина, Толстого и Тургенева перешли из области частной собственности в собственность госудаственную. Все выплаты за работы умерших авторов начислялись правительству. Второй декрет о национализации, принятый в 1918 году, «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» позволил Народному комиссариату просвещения национализировать вообще любые произведения – умерших и живых авторов, опубликованные и неопубликованные, художественные и научные. За несколько лет было национализировано огромное количество произведений, начиная от наследия Римского-Корсакова и Чайковского до работ Маркса и Энгельса. При этом, если живым автором выплачивался гонорар по установленным ставкам, наследники умерших авторских прав лишались – это оговаривалось в декрете 1918 года «Об отмене наследования». Передача всех прав на произведение издателю становилась недействительной, а срок охраны авторских прав от былых 50 лет после смерти автора сокращался до срока его жизни.

Принятие новых Основ авторского права 1925 и 1928 годов, а также закона РСФСР «Об авторском праве» от 8 октября 1928 года начало новый этап в управлении интеллектуальной собственностью. Срок авторского права продлился до 15 лет после смерти автора, а его наследники приобрели право на получение выплат. Закон стал детально регулировать условия использования произведений, которые теперь прописывались в договорах, заключавшихся с автором. Вместе с тем обговаривался также обширный перечень случаев, когда произведения могли свободно использоваться даже без согласия автора: например, перевод произведений на другие языки не считался нарушением авторского права, также им не считались заимствования тем и сюжетов, использование произведений для созданий новых, радиопередачи театральных и концертных постановок, публичные чтения. Авторские права на произведение вступали в силу в момент создания произведения и не нуждались в регистрации. По сравнению с периодом военного коммунизма, авторское право которого вполне соответствовало духу времени, законы 20-30-х годов расширяли границы авторского права, делая их все больше похожими на принятые в западных странах практики.

В 1861 году, в связи с проводившейся в то время кодификацией законодательства, закон об авторском праве был включен в союзный Гражданский кодекс. Старый закон был уточнен и адаптирован к современной практике. Авторское право теперь подразделялось на два вида прав, предоставляемых автору: «личные права», то есть право именоваться автором, право на неприкосновенность произведения, право на его опубликование и распространение, и «имущественные права», то есть право на получение материальной выгоды. Наследники все еще были лишены авторских прав и могли довольствоваться лишь выплатами в размере 20% от стандартной ставки.

В 1973 году СССР присоединился к Всемирной конвенции об авторском праве в женевской версии 1952 года. Это было первое многостороннее международное соглашение по авторскому праву, подписанное СССР. Теперь иностранные работы, опубликованные в странах-участницах конвенции или гражданами этих стран в СССР, стали защищаться авторским правом. Срок действия авторского права возрос до 25 лет после смерти автора, круг субъектов права расширился, а к наследникам наконец стали переходить права на произведения автора после его смерти. После восстановления юридических прав наследников появилась возможность получить полное вознаграждение вместо былых уменьшенных ставок. Переводы стали возможны только с согласия владельца авторских прав на оригинальную работу.

В то же время в практику вошли новые виды бесплатного использования произведений: в некоммерческих образовательных целях, опубликованные в шрифте Брайля. Вышло и разрешение бесплатно воспроизводить любой художественный или научный текст в газете, но из-за того, что многие издания недобросовестно использовали это право и печатали огромные куски переводов современных авторов, эта практика получила осуждение на Западе, и вскоре ее пришлось отменить.

Правительство СССР не раз заявляло о своем желании подписать еще два международных документа – Бернскую конвенцию и Парижский (более новый) протокол Женевской конвенции. Этот вопрос считался почти решенным, и в целях соответствия международным нормам был разработан раздел «Авторское право» Основ гражданского законодательства. Однако ему не суждено было вступить в силу в СССР – закон приобретал юридический статус в 1992 году, а в 1991 Советский Союз распался. В новой России он, однако, все же был принят, но уже в 1993 заменен другим законом – законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Согласно этому законодательному акту, авторские права охранялись в течение жизни автора и еще 50 лет после его смерти. Право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охранялись бессрочно. Впервые закрепленные в «Основах» 1991 года смежные права (затрагивающие фонограммы, исполнения, телепередачи), были намного расширены и уточнены в российском законе в соответствии с положениями Римской конвенции. Как и в прошлых редакциях этого закона, авторское право сохраняло подразделение на личное и имущественное, а произведения подлежали охране в силу их появления, без необходимости специальной регистрации.

Закон об авторском праве образца 1993 года действовал до принятия четвертой части Гражданского Кодекса. Сроки авторского права вновь увеличились, и отныне действуют в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Концептуальные моменты остались неизменными: право автора на имя, на защиту репутации и неприкосновенность произведения являются личными неимущественными правами автора и охраняются бессрочно. Кроме этого, автор имеет право на обнародование произведения и на отзыв (в том случае, если предоставил издателю право на публикацию, однако в какой-то момент передумал и решил отказаться). Нынешнее законодательство регулирует и права публикатора – лица, обнаружившего еще неопубликованное произведение даже после его перехода в общественное достояние. Права публикатора на произведение закреплены в законе сроком на 25 лет. Объектами авторского права выступают литературные и научные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, дизайна, графики; аудиовизуальные произведения (фильмы, телепередачи, слайдфильмы и диафильмы); фотографии; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; программы для ЭВМ; производные произведения и сборники. Казалось бы, список более, чем достаточный, однако в Законе есть ремарка – после полного списка идет короткое «и другие произведения», фактически закрепляющее любой объект интеллектуального труда и творческой деятельности как объект авторских прав.

Александра Маркина

Источник

815


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95