Знаешь ли ты, что обучающие аудиоматериалы можно слушать на повышенной скорости без потери информации? Этот лайфхэк позвляет усваивать ту же самую информацию в два раза быстрее. При этом вся информация остаётся, ничего не теряется — а времени тратиться в два раза меньше. Таким образом также можно прослушивать большее количество аудиокниг и подкастов за то же время что и раньше. При этом вся информация усваивается полностью, как и при обычной скорости прослушивания аудио. Как это работает? Человеческая речь обладает большой избыточностью. И это избыточность двух типов — фонетическая и семантическая. Если бы мы рассматривали не ускоренное изучение аудиоматериалов, то стоило бы отметить ещё и синтаксическую избыточность. Семантическая избыточность, к примеру, во французском прозаическом языке составляет 10%, синтаксическая избыточность — 23%, а фонетическая — 22%. Кстати, техника быстрого чтения использует это свойство текстов для того, чтобы извлекать информацию быстрее.
Фонетическая избыточность означает, что каждое слово содержит лишние звуки, убрав которые, можно всё ещё понимать речь. Например, попробуй произнести фразу «блшнств слв блдт фнтск збтчнсть». Даже выкинув все гласные, можно понять о чём идёт речь. Однако при быстром прослушивании звуки не теряются — просто они произносятся быстрее, поэтому потери информации в фонетическом плане не происходит. И даже если ты не услышишь несколько звуков — смысл по прежнему понятен. Кстати, существуют языки, в которых в письменной речи напрочь отсутствую гласные буквы (хотя они произносятся устно) — просто потому, что это не обязательно для понимания.
Что касается семантической избыточности, или другими словами, смысловой избыточности, то тут дела ещё интереснее — большинство текстов имеет избыточность около 75%. Т.е. только 25% слов необходимы для передачи информации — остальные для оформления, красоты или просто используются по привычке. Семантическая избыточность различается: в научных статьях она одна — в журнале Playboy другая. Но она всегда присутствует ввиде предлогов, наречий, повторных описаний, артиклей (в английском, например). Поэтому даже если при быстром прослушивании ты перестанешь чётко слышать слова — смысл всё равно останется понятен из контекста.
Я пробовал на повышенной скорости прослушивать аудио статьи на английском языке. Заметил, что
Ещё один положительный момент — во время ускоренного прослушивания аудиоматериалов мозг работает активнее, и, следовательно, воспринимает информацию лучше. А так как потери информации не происходит в виду фонетической и смысловой избыточности, то получаем сразу два плюса от такого подхода:
тратится меньше времени
усвоение происходит лучше
Попробуй, тебе это понравиться!
Ваш Михаил Субоч