Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как дёшево снимать кино

Мастер-класс от мэтров

Не так давно я упоминал, что нашёл несколько мастер-классов великих режиссёров и пообещал поделиться чем-то интересным оттуда.

Сложно выделить что-то одно. Это нужно увидеть и прочувствовать эти ощущения.

А ощущения такие, будто вы находитесь в Древней Греции и некий философ  делится своими знаниями среди античных и священных руин.

Взять хотя бы Мартина Скорсезе, который говорит, что церковь помогла ему понять, как снимать фильмы.

Казалось бы, какая тут связь и какое это отношение имеет к кинематографу?

Начиная от чисто технического аспекта: света, цвета, визуальной составляющей в целом, эмоционального состояния, которое заложено в этом свете, ведь свет – почти самое важное в технике кино, и заканчивая мыслями про священнодействие, ритуализацию и религиозность, которые так тесно сопряжены с процессом создания фильмов. Скорсезе подмечает, что вера и съёмки фильмов ничем по серьёзности своей не отличаются.

И мы видим, как это сквозной линией проносится через всю фильмографию Мартина Скорсезе.

Но тем, кому захочется посмотреть мастер-класс и по окончании сразу всему научиться, лучше даже не тратить время. Многие режиссёры считают эти занятия бессмысленными, потому невозможно научиться, не перейдя от  теории к практике. Ведь эти режиссёры сами ничему не учились. Они брали в руки камеры и творили.

Тем не менее, они также отмечают, что у них не было такой возможности, а значит, судить так радикально тоже нельзя. В конце концов, говорит Вернер Херцог, если этот мастер-класс поможет хотя бы одному человеку, то его следовало сделать.

Спайк Ли, один из лидеров независимого кинематографа, рассказывает, что снимать надо дёшево. Рассчитывать на малый бюджет – и тогда вы точно будете выбирать необходимое. Помимо прочего, малый бюджет развивает фантазию и повышает КПД.

Когда очередная проблема встанет перед вами, вы будете стараться, решить её без ущерба для кошелька. Это закаляет. Если уж проблемы получится решить при бюджете в 7000 $, то какая будет польза от такого же режиссёра с бюджетом в один миллион?

Тот же Мартин Скорсезе переходит к более конкретным советам: снимать в одинаковых локациях разные сцены, но так, чтобы создавалось впечатление разных мест. Он рассказывал, как снимал в «Таксисте» несколько комнат, которые якобы находятся в разных местах Нью-Йорка, в одном здании, что позволило ему сэкономить на аренде и поиске нескольких других. Правильно выбранные ракурсы одного и того же места могут выглядеть совершенно по-разному.

Второй очень дельный совет, который экономит время, а значит и деньги – лично узнавать и заранее исследовать локацию съёмок. Тут, думаю, объяснять не приходится. Это полезно, надо сказать, не только исходя из экономии бюджета. Ни в коем случае не доверять фотографиям и рассказам очевидцев и разных советчиков.

Об этом же говорит и великий немецкий режиссёр Вернер Херцог.

Помимо прочего, добавляет он, лучше всего всегда придерживаться бюджета, стараться сэкономить на всём, кроме идеи. Отвечать за каждую платную мелочь. Всё, что имеет цену, должен учитывать режиссёр. Когда ему нужна были дюжина верблюдов, он точно знал, сколько будет стоить один такой верблюд и на сколько часов, когда подошёл с этим к продюсеру.

Другой важный совет: как можно сильнее сокращать количество дней съёмок и размер бригады. Один съёмочный день – это большие деньги, а если в этот день работают десятки людей, то сумма увеличивается с каждым новым человеком. Гонорар, питание, непредвиденные расходы, техника, перевозка декораций, артистов и так далее...

Ещё один дельный совет – снимать одним дублем, чтобы экономить время и тогда количество съёмочных дней однозначно сократится. Хотя это и не всегда возможно, особенно если не было серьёзных репетиций до этого самого дубля.

Но самый главный совет – делать только возможное.

Конечно, можно удариться в демагогию и говорить, мол, надо повышать планку, делать невозможное, свернуть горы... Но в первую очередь нужно понимать, что искусство искусством, а кино стоит больших денег. Наверное, самых больших в сравнении с театром, живописью, музыкой или скульптурами. И самое важное, что это деньги, которые должны окупиться.

И, разумеется, настоящего художника, голодному до самореализации, это не должно волновать, но иметь это в виду, во время распределения бюджета он обязан.

Сергей Брыляков

218


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95