Недавно стало известно, что продлевать контракт с Кириллом Серебренниковым созданный им «Гоголь-Центр» не намерен, и вскоре он покинет пост художественного руководителя.
Дело прямо-таки Сухово-Кобылинское... Ну, уже столько всего говорили об этой личности, что вроде и добавить нечего.
Я сам в каком-то смысле коллега Кирилла Семёновича (по образованию актёр) и посему не очень хотел рассуждать на эту тему, так как сор из избы не выносят, а мы все вроде как в одной хате работаем, которая театром зовётся.
Может показаться, что я буду лебезить и сопереживать всячески Серебренникову только потому, что весь театральный мир сопереживает ему, тогда как простой люд понять не может, в чём же вся соль и откуда такой ажиотаж. Выражаясь языком Шекспира – «много шума из ничего».
Нет, я буду максимально объективен, потому что спектакли вживую я сего режиссёра не видел, фильмы мне его не импонируют и в лучшем случае вызывают недоумение, как с фильмом «Лето», который лишён прелести байопика, а если не такова была цель фильма – тем хуже для него. Я мог бы по полочкам разложить, почему это могло бы быть великим фильмом, но таковым не стало, но речь не об этом.
Единственное, что у меня есть – это сострадание и сопереживание к нему как к человеку.
Я бы поклялся превратить в хаос ту страну, которая бы не позволила мне увидеть при смерти мать. Это стало бы делом всей моей жизни.
До сих пор я думаю об этом, и у меня выступают на глазах слёзы, когда я понимаю, что человек просил, умолял, увидеть его родную мать, но она скончалась, так и не встретившись с ним, потому что «опасного преступника» не могли даже под конвоем его сопроводить.
Стыд и позор такой стране.
Но это, увы, человеческое, а как быть с профессиональным?
Множество раз я видел, как театральное сообщество защищало Серебренникова, и ещё я чаще замечал, как простые люди негодовали, мол, это же всего лишь один из сотни режиссёров. Из-за чего весь сыр-бор?
Не продлили контракт? Это нормально. Это государственный театр. Сам Кирилл Семёнович говорил:
О каком преемнике может идти речь, если это государственный театр? Мы приходим и уходим.
Так из-за чего переполох?
Его сравнивают с Любимовым, Эфросом, Таировым, Васильевым, а, собственно, почему такие сравнения? Потому что настоящий художник должен проходить через невзгоды и всевозможные тяготы? Но не одними ими же должен быть славен режиссёр? А тут дело «Седьмой студии», арест и беззаконие властей, кажется, известнее деятельности режиссёра.
Дальше бы все на свете стали мне перечислять его регалии и вневременные спектакли, но какой от них прок, если, слушая простых людей и читая комментарии под любой новостью, связанной с Серебренниковым, я вижу, как простые люди не разделяют мнения театральных критиков и режиссёров.
С другой стороны, я как актёр бы сказал: да, собственно, нет дела. Сколько зрителей сидело на последних спектаклях Таирова? Или Арто? На пустые залы играли, а делали гениальные спектакли. Театр всё-таки - это не про кассу, а про искусство и творческий поиск.
Но «Гоголь-Центр» и создавался изначально для того, чтобы сделать арт-объект, который бы привлекал граждан любых возрастов и мировоззрений, чтобы каждому нашлось что-то по вкусу.
Да и к тому же, может, театральное сообщество забыло, как пачками «на добровольной основе» увольняли актёров из театра им. Гоголя, который ныне стал «Гоголь-Центром». Их просто поставили перед фактом, а художественному руководителю тем временем не было до этого дела... где-то за границей.
Этих актёров также не спросили, хотят ли они в художественные руководители человека, который даже не прошёл конкурса на эту должность.
Всё это очень мутная история... А главное - не стоящая своей шумихи. «Гоголь-Центр» спокойно проживёт без Серебренникова, если только натуральный идиот не придёт на эту должность. Это не авторский театр, это центр, который возможен в любом театральном проявлении.
Например, вот представить МДТ без Додина невозможно. Этот театр тут же погибнет, и о нём будут помнить, как сейчас помнят о театрах Таирова, Пискатора или Арто, то есть о театрах, которые существовали под эгидой конкретных мощных личностей. Камерный Театр без Михаила Бычкова, Театр Коляды без самого Коляды, Театр Виктюка без уже покойного Виктюка сейчас будут самым ярким примером.
Конечно, всех благ и всего наилучшего новому художественному руководителю, но только это уже будет совершенно другой театр. Хуже или лучше – не об этом речь. Он будет другим, и оценивать его следует исключительно в контексте его нынешнего состояния.
А «Гоголь-Центр» центром и останется. И уж пусть будут все уверены, Кирилл Семёнович с его талантами, связями, влиянием и творческим голодом вообще никуда не денется и не пропадёт. За это можно быть спокойным.
Сергей Брыляков