Дети леворукие, медлительные или гиперактивные, дети с нарушениями нервно-психической сферы и с расстройствами аутистического спектра... При всех очевидных различиях их объединяют общие закономерности развития мозга и проблемы подготовки к школе. В помощь родителям физиолог Марьяна Безруких написала книгу о том, как и чем лучше заниматься с особенным дошкольником.
Их считают трудными и необучаемыми, на их беспокойство и невнимательность жалуются педагоги и воспитатели, с ними часто не умеют общаться сверстники. И все же особенности этих детей — не ограничения, и у каждого есть шанс вырасти активным, уверенным и счастливым человеком, считает физиолог Марьяна Михайловна Безруких.
Но для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, необходимо выстроить систему эффективного развития.
В книге «Ваш особенный ребенок идет в школу»1 физиолог отмечает, что дети с особенностями все чаще становятся жертвами различных центров, которые завлекают обещаниями «нейрокоррекции», использованием «нейрометодик», призванных «синхронизировать» работу правого и левого полушарий, «активировать работу разных зон мозга» и «решить все проблемы разом».
Самые безобидные итоги такой «коррекции» — отсутствие изменений. Хуже, если ребенок и родители теряют веру, начинают считать положение безвыходным.
Многие стремятся форсировать развитие своего «отстающего» ребенка, что тоже может стать ошибкой. Исследования показывают, что интенсивное раннее обучение, «натаскивание» и неадекватные нагрузки не только отбивают у него всякое желание учиться, но и тормозят развитие.
Лет до пяти ребенку прежде всего необходимо доброжелательное и спокойное общение. С ним нужно больше играть, ему следует чаще читать, рассказывать, объяснять, не превращая разговоры в уроки.
Обучение или игра? 11 золотых правил
Регулярные занятия по подготовке к школе целесообразно начинать не ранее чем в 5,5–6 лет. И нужны они не для того, чтобы дать ребенку знания и сведения, объясняет Марьяна Безруких. Их цель — научить не только играть, когда хочется, и в то, что нравится, но и заниматься.
Это могут быть занятия по подготовке к письму, чтению, формированию элементарных математических представлений, но в игровой форме. Их рекомендуется проводить не чаще одного-двух раз в день и двух-трех раз в неделю.
Физиолог подробно рассказывает в книге, как эти занятия организовать и какими заданиями наполнить.
Даже при хорошо продуманной системе подготовки в работе с каждым ребенком возникнут свои нюансы. С одним нужно больше заниматься речью, с другим — двигательной деятельностью, третьего учить элементарной концентрации внимания.
Единых, стандартных рекомендаций по развитию и методик для подготовки к школе нет. Однако эксперт описывает некие общие правила взаимодействия с особенными детьми.
1. Не ждите быстрого результата, не делайте ставку на современные «инновационные» методики «тренировки (развития) мозга». Развитие и подготовка к школе особенных детей — путь с остановками, иногда длительными, на каждой ступеньке. Это остановки для накопления новых знаний и освоения новых игр, получения опыта общения и взаимодействия.
2. Не настаивайте и не заставляйте ребенка делать то, от чего он активно отказывается. Попробуйте заинтересовать через игру.
3. Будьте понятны и последовательны во всех своих требованиях. Объясняйте то, чего требуете. Всякий раз, когда вы говорите «нет», предложите альтернативу, кроме ситуаций, угрожающих здоровью.
4. Предлагайте конкретные варианты решения любых проблем, возникающих у ребенка. Учите справляться с негативными эмоциями, найдите вместе с ним свой вариант выхода из неприятной и сложной ситуации.
5. Предоставляйте ребенку простые альтернативные варианты для выбора (еды, одежды, игры, деятельности), не решайте за него все.
6. Не делайте ничего за ребенка, делайте вместе с ним. Не отталкивайте, не отстраняйтесь, привлекайте к домашним делам и учите ухаживать за собой, складывать и разбирать свои вещи и игрушки, убирать за собой посуду после еды, вытирать стол и т. п.
Конечно, взрослым легче, быстрее и спокойнее сделать то, что не совсем получается у ребенка. Но он учится всегда, а не только когда его посадили заниматься, — поэтому нужен и полезен опыт любой деятельности.
Совместная работа «по мелочам», даже без видимого результата, и есть тот маленький ежедневный опыт, который суммируется, и результирующий эффект проявляется обязательно. Правда, не сразу.
7. Поощряйте, помогайте ребенку учиться взаимодействовать со сверстниками, проигрывайте ситуации общения, многократно говорите речевые формулы знакомства, прощания, вступления в игру, просьбы и т. п.
8. Разговаривайте с ребенком, а не давайте отрывистые указания («садись», «ешь», «вставай», «одевайся» и т. п.). Спрашивайте и отвечайте на все вопросы, рассказывайте и внимательно слушайте, не проявляйте нетерпения, даже если рассказ прерывается жестами и междометиями, а слов не хватает.
9. Читайте регулярно небольшие тексты. Важно не сколько времени вы читали, а сколько и как обсуждали прочитанное.
10. Не торопитесь идти в школу. У детей с особенностями «созревание» мозга и всех функций происходит на 1,5–2 года позже, чем у обычных детей. Выбирайте подходящий вашему ребенку вариант обучения.
Для многих особенных детей домашнее обучение или в малой группе с гибким режимом предпочтительнее посещений массовой школы, где даже в условиях хорошо организованной учебы вероятно появление большого комплекса проблем. Поэтому необходимо рассмотреть разные варианты подготовки.
11. В работе с особенными детьми важно не только и не столько содержание занятий, сколько индивидуальная система взаимодействия, учет их желаний и интересов, а также постепенное, пошаговое освоение новых действий, знаний и опыта.
И, главное, помните, что у каждого особенного ребенка есть не только трудности, но и преимущества, которые способны компенсировать многие проблемы и стать основой для его будущих успехов.
Важно, чтобы неудачи дошкольного детства не сформировали нерешительного и тревожного ребенка, всего боящегося и уверенного в том, что ничего не получится, привыкшего к тяжелому вздоху, огорчению и укору в ваших глазах. Вместе с вами он должен научиться радоваться преодолению и любому новому шагу, действию, опыту.
Детский организм адаптивен, а мозг пластичен, поэтому многие проблемы развития преодолимы
Алла Ануфриева