Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как корабль назовёшь... О «воде», «рыбе» и прочих тонкостях

Цикл «Городская газета». Часть вторая.

Часть первая. Пчёлки с перьями


Чем областная газета отличается от районной? Абсолютно всем, от количества страниц до заголовков. Непосвящённый скажет: газета — она и в Африке газета. Стандартный формат (чаще А3), типографская бумага, на первой полосе название издания и логотип. Это факт. А если вчитаться?


Фото из личного архива автора

Признаться честно, когда работал в районной (сельской) газете, редко покупал областные: то времени не было, то денег, но главное — интереса, ведь нынче все новости и даже проблемные статьи публикуются в сетевых СМИ.

Все изменилось с тех пор, как сам начал работать в областной редакции. Чтобы попадать в тональность издания, надо знать, о чем и как пишут твои коллеги. И все равно поначалу спотыкался, на мою грешную голову сыпались замечания. Когда подходил к концу испытательный срок — не знал, оставят меня в доблестных рядах пишущей братии, или изгонят.

Вернемся, однако, к газете. Как я упоминал в предыдущей статье, наша областная толстушка насчитывала в то время 36 страниц. Кажется, места много — пиши сколько влезет. Но писать много — не значит лить воду. У журналистов в ходу есть такое понятие, как фактура. Это весь объём собранного фактического материала (на сленге — «рыбы»), который будет использован при написании статьи, заметки или репортажа. Журналист с помощью фактов формирует «скелет» своего будущего произведения, а уже затем насаживает «мясо» — средства выразительности и всевозможные речевые обороты. Ясно одно — любой текст, который я сдаю в редколлегию, должен быть основан только на фактах. Если фактов я собрал много и места в газете предостаточно — могут отдать и полосу под мой материал. В районной (сельской) газете, где каждый квадратный сантиметр на счету, выпросить целую полосу бывало сложно.

В областной газете впервые в моей профессиональной карьере вышел мой разворот (для обывателей — две странички «книжечкой»). Случилось это через пару недель после трудоустройства. Посвящён тот разворот был масштабным соревнованиям, в которых участвовали любительские команды из разных городов и районов области. Подготовить развёрнутый материал на 6 тысяч знаков (а именно столько примерно нужно для разворота) мне поручил редактор. Я обзвонил с десяток председателей спорткомитетов, расспросил о спортсменах, попросил прислать фотографии. Потом сел за клавиатуру. Готовил свой труд целую неделю. Помню, как в день выхода газеты в кабинет зашёл редактор с двумя сверстанными полосами, сказал, что получилось неплохо, и поздравил меня с дебютом в областной газете. «А ведь в районке развороты мы втроем делали!», — подумал я.


Фото из личного архива автора

Заголовки — еще одна интересная тема. Кто-то из теоретиков журналистики утверждает, что сначала надо придумать заголовок, уже потом писать сам текст. Кто-то наоборот считает, что первичнее текст, а уж заголовок можно родить к концу. Как бы то ни было — заголовок должен зацепить, привлечь внимание, чтобы читатель остановился на твоей странице и начал читать твой материал, а не перелистнул дальше. Что и говорить, заголовки в районной прессе неказистые — «Успех спортсменов», «Звонок на урок», «Юбилей ветерана». Захочется ли читать текст под таким заголовком — большой вопрос. Но думал ли я об этом, когда работал в районке? Нет. Потому что не требовали. В областной редакции если ты напишешь прямой, простой заголовок, то редактор устроит мозговой штурм, пока не выдашь то, что будет образно, живо, читабельно. Иногда к делу подключатся и ответсек, и корректоры, вся редколлегия. Наверняка некоторые читатели сейчас посмеются: «Неужели так сложно озаглавить текст? Вас что, на журфаке не учили этому?». В том-то и дело, что научить придумывать заголовки невозможно, потому что каждый текст оригинальный, а заголовок должен быть нестандартным. В этом его суть. Автор придумывает название своему тексту, исходя из собственного кругозора, ассоциаций, познаний фразеологии, пословиц и поговорок, просмотренных фильмов, прочитанных книг. При этом просто использовать пришедшую на ум цитату из фильма или книги, не меняя хотя бы слово в ней — дурной тон, плагиат. Лучше, когда расхожая фраза в твоём заглавии имеет другой подтекст, коренным образом отличающийся от того, к которому все привыкли.

Еще важно, чтобы заголовок гармонично сочетался с фотоснимком, иначе получится история, которая прославила районную газету на всю страну (см. фото) и стала прообразом известного мема. Не сидеть сложа руки мало. Надо еще мозгами шевелить.

Напоследок приведу топ-10 своих удачных заголовков в областной прессе:

1. «Жизнь немаленьких людей» (к статье о том, как живется людям с очень низким ростом. Долго думал над заголовком, чтобы было образно и не обидно. Вроде получилось).

2. «В мире животных» (к материалу о том, какое наказание грозит по закону за оскорбление личности. И почему «коза» — это оскорбление, а «ты, как коза» — оценочное суждение).

3. «Двигатель регресса» (к статье про борьбу с англоязычными вывесками и рекламными баннерами с развратным подтекстом).

4. «Битва ударников» (к заметке о соревнованиях боксёров)

5. «Камерная обстановка» (к репортажу из колонии для пожизненно осуждённых ИК-6, больше известной как «Чёрный дельфин»)

6. «Деньги на счастье» (к интервью о взыскании алиментов с нерадивых родителей)

7. «Система мер и весов» (к интервью с судьёй в отставке)

8. «Сальто на шесте» (к интервью с тренером по пилонному спорту)

9. «Улица научит хорошему» (к материалу о строительстве спортивных площадок под открытым небом)

10. «Чип спешит на помощь» (к развороту о нововведениях в законодательстве, предусматривающих обязательное чипирование и регистрацию собак).

Буду скромен: мои заголовки — не эталон. Но что-то в них есть. По крайней мере, коллеги на планёрке так сказали.


Фото к газетному материалу автора. Источник: Pinterest

Антон Пичурин

Подпишитесь на наш telegram-канал

3
0
40


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95