Утро отдал родному факультету. Лекция прошла хорошо. Полтора часа я говорил о честности журналиста, об этике, об умении общаться, давал практические советы и убеждал слушателей в полезности прохождения «СОЛО на клавиатуре».
Потом мы долго беседовали с Артёмом Олеговичем Никитиным. Он остался после лекции, и мы поговорили с ним о том, что его волнует и беспокоит. Славный парень, думающий, работоспособный, обязательный. Мы вместе с ним съездили к нам на фирму.
Сегодня узнал, что многие студенты любят кафе Давида Яна. Некоторые личности проводят там не просто часы, а дни. Могут приехать утром и сидеть до вечера, а иногда заваливаются сразу после лекции и покидают кафе в шесть утра.
Вспоминаю, как мне говорил об этом Давид Евгеньевич Ян: «Знаю я, что нас любят студенты консерватории, ГИТИСа, журфака. У них здесь свой клуб, свои компании. Конечно, как владелец кафе я заинтересован, чтобы люди больше ели, пили и прилично платили. Но я же тоже был студентом! И как же хотелось найти место, где можно просто посидеть, пообщаться, и где официант не посмотрит на тебя косо из-за того, что ты почти неплатежеспособен».
Понравились мне эти слова Давида Евгеньевича, понравились.
Всё банально до невозможности. Ах, если бы все ныне солидные (по возрасту и по положению) люди вспоминали себя в молодости! А может быть, и почувствовали себя вновь молодыми. И в этом случае захотели бы сделать что-то полезное, важное, хорошее, доброе для молодых.
Если бы люди так поступали, жизнь стала бы лучше.
Когда кто-то у нас на фирме допускает ошибку (а как без них?), я сразу вспоминаю свою молодость. Допускал я ошибки? Ещё какие! И как со мной говорили начальники? Что я при этом ощущал? Нет, я буду говорить со своими подчинёнными иначе, чем говорили со мной мои начальники. Эта линия поведения и у Давида Евгеньевича Яна. Он сделал своё кафе FAQ для себя молодого
И я пытаюсь создать на фирме «ЭргоСОЛО» такую атмосферу, в которой мне бы, если бы я был молодым, было приятно работать.
Роман Олегович Иванов ждал меня уже в офисе. Он собирал материал для обзоров по форуму, отвечал на звонки (выдавал коды, консультировал наших учеников), читал заметки, написанные нашими сотрудниками.
Да, он главный редактор сайта и мог бы этого не делать. Но Роман Олегович органично влился в наш коллектив, хоть и чуть старше большинства сотрудников. Но он ведь тоже чувствует себя молодым.
Потом мы вместе с ним поехали ко мне домой и продолжали заниматься рукописью «Учимся говорить публично»: перенос правки, проверка цитат, разбивка на главки, вычитка
Вечером я получил по электронной почте от одного своего приятеля статистические данные по Москве. Возрастные категории жителей. Любопытные данные.
Возрастной состав населения Москвы:
09 лет: 711.764 человек;
1019 лет: 1.260.336 человек;
2029 лет: 1.683.322 человека;
3039 лет: 1.665.849 человек;
4049 лет: 1.832.990 человек;
5059 лет: 1.236.357 человек;
6069 лет: 1.019.900 человек;
70 и более лет: 947.763 человека.
Да, Москва стареет. Долго я всматривался в эту табличку. И к какому выводу пришёл? У нас, я о фирме «ЭргоСОЛО», необъятный рынок. Около трёх миллионов потенциальных солистов.
Сколько из них, молодых жителей Москвы, имеет компьютер? Думаю, минимум половина. А сколько из них умеет набирать слепым десятипальцевым методом? Пять процентов.
Вроде многие о программе «СОЛО на клавиатуре» знают. Многие даже пробовали её пройти, но дальше демо-версии не пошли.
Как сделать, чтобы каждому, кто откроет наш курс, захотелось выполнить все сто заданий?
Цена нашей программы остаётся неизменной вот уже несколько лет: 150 рублей. Опытные маркетологи мне часто советуют поднять цену в три раза. Немало и писем с подобными предложениями получаю я от инженеров, учёных, менеджеров, банковских работников Смысл посланий прост: «Вы не цените свой труд, постоянно жалуетесь на отсутствие денег. Послушайтесь дельного совета, почти директивно пишут мне некоторые ученики, смело увеличивайте цену на программу! Ваша программа вполне может стоить 400-450 рублей как минимум. Кому надо, тот купит, СОЛО на клавиатуре таких денег стоит».
А я на такие советы отвечаю:
Не спорю, найдутся люди, способные заплатить за наш курс и 400 рублей, и 600, и 900, и даже 1200. На той же Горбушке, знаю, приобретают у нас «СОЛО» за 150 рублей, а продают за 800-900. Я не могу диктовать розничной торговле ценовые рамки. У нас в офисе программа стоит 150 рублей. В киосках «Желдорпресс» 200 рублей. В магазинах «Ашан» 149 рублей. В магазинах «Кей», «Стартмастер», «Союз» и других точках цена колеблется от 200 до 270 рублей.
Я знаю: стоит нам повысить отпускную цену на 50 рублей и продавать за 200, в рознице цена подскочит от 300 до 500 рублей.
Да, есть школьники, студенты дети обеспеченных родителей. Они могут позволить себе купить «СОЛО на клавиатуре» за эти деньги. Но они скорее купят что-то другое, чем нашу программу. Для них это всё-таки сумма, и её жалко отдать за диск. Тем более что рядом можно купить пиратский за 60 рублей.
Да, для прилично зарабатывающего человека 450 рублей небольшая сумма. Но хорошо зарабатывающих в Москве всего лишь 10 процентов. А мы для всех.
Я уверен, что если мы повысим цену в три раза, то наши доходы не уменьшатся. Но и
Но и не увеличатся.
Почему? А потому, что станут меньше покупать. Ровно в три раза.
«А какая Вам разница? говорит один мой вечный оппонент. Вам же важен результат. В доходах не потеряете, а забот (техническая поддержка, развоз товара по магазинам) станет в три раза меньше».
И тут я иронично улыбаюсь.
Чёрт возьми, ведь главное всё-таки для меня не «лишь бы деньги», а научить людей.
Научить набирать слепым десятипальцевым методом.
Научить правильно относиться к своему времени.
Помочь людям беречь своё здоровье, и прежде всего зрение.
При зрячем наборе нагрузка на глаза, если сравнивать со слепым методом, возрастает на 30-40 процентов. А производительность труда (опять же если сравнивать со слепым методом) падает на 20 процентов, иногда и больше.
Как же убедить в этом других людей?
Когда я обращаюсь с просьбой написать об этом статью в те или иные периодические издания, то получаю ответ стандартный: «Нет проблем! Полоса в нашей газете стоит столько-то рублей (в каждой газете, естественно, своя цена: от 30000 до 300000 рублей), переводите деньги и через неделю мы опубликуем Ваш материал. Не хочется писать Вам мы поручим это классным журналистам. Снабдим великолепными иллюстрациями »
Где у нас такие деньги на рекламу?
Ах, если бы все, кто скачивает нашу программу в Интернете, захотели бы оплатить лицензию
Мечтать не вредно.
А ещё сегодня я долго говорил по телефону с нашим замечательным художником и дизайнером Алексеем Викторовичем Андреевым. Он живёт в Санкт-Петербурге. Мы редко общаемся лично. Всё больше по аське да иногда по телефону.
В этот раз мы обсуждали девятую версию и проблемы, связанные с её дизайном. В который раз я произношу одни и те же слова:
Как жаль, что Вы живёте не в Москве. Как жаль, что Вы заняты на своей фирме по горло. Конечно, замечательно, что у Вас остаётся время для рисованию своих картин. И, конечно, жаль, что у Вас всё меньше и меньше времени для «ЭргоСОЛО»
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Позвоню-ка я Александру Александровичу Каверзневу, руководителю «Экстры-М». Его газета выходит тиражом три миллиона экземпляров только в Москве. Вдруг он (я на это надеюсь) найдёт возможность мне помочь? Ведь он понимает необходимость улучшения компьютерной грамотности в нашей стране. Наверняка поддержит.
Люди не хотят жить вечно. Люди просто не хотят умирать. (Станислав Лем)