Состою в некоторых группах друзей в вайбере и телеграме, где пользователи любят делиться важной информацией, шутками или чем-то, что подтверждает наши общие убеждения. В некоторых случаях там бывает что-то ценное, но и весьма сомнительные данные попадаются.
Я-то привык анализировать любую информацию. Но такой подход не у всех, особенно если кто-то пользуется мессенджерами недавно. Раньше говорили: “Владеющий информацией владеет миром” (фраза приписывается Черчиллю). Но сейчас пора перефразировать: владеет миром тот, кто умеет ее фильтровать.
Говорю “приписывается”, потому что в свое время меня насмешила вот такая картинка.
К тому же мы сейчас будем говорить о том, как критически осмысливать новости и лайфхаки, которыми нас атакуют. Еще к месту будет вспомнить фразу, которую сейчас можно применить к сетевому пространству: “Глуп тот, кто не читает газеты, но еще более глуп тот, кто верит всему, что написано, только потому, что это написано в газете”.
Секрет защиты от коронавируса – побольше экзотических фруктов
В одной группе поделились информацией, как действовать при появлении симптомов коронавируса. Часть сообщения выглядела авторитетно, но некоторые моменты вызвали недоумение. Описывались там и симптомы COVID-19, и как действовать в случаях, когда обращаться в больницу будет невозможно или нецелесообразно.
Я решил написать этот текст из-за того, что мне попался следующий совет:
“потреблять больше щелочной пищи, превышающей кислотный уровень вируса”.
Ниже шёл список продуктов с характерным для них показателем pH – лимон, авокадо, манго, ананас и некоторые другие овощи и фрукты. Также упоминалось, что нужно пить больше воды и употреблять витамин C.
У меня возникли сомнения не по поводу воды и витаминов как таковых, а в отношении связи витаминов, щелочной еды, в числе которой назван лимон, и pH вируса. Если нужно давить вирус щелочью, то почему бы не использовать соду?
Вникнем, кто пишет и почему. Вот что утверждалось в начале статьи:
А вот что в конце:
Ага, понятно. Специалисты в области здравоохранения рекомендуют фрукты. И настраивают читателей на “вирусное” распространение информации. Не подозрительно ли? И ещё – во время болезни есть совсем не хочется. Может, один фрукт еще кто-то осилит, но ведь говорится: “есть ПОБОЛЬШЕ”!
Честно говоря, сложилось впечатление, что это маркетинговый спам. Считаете, этого недостаточно, чтобы распродать экзотические фрукты, залежавшиеся на складе?
Люди на самом деле распространяют такие сообщения. А значит, увеличить продажи более чем реально. Да и насколько вероятно, что врачи стали советовать употреблять фрукты, а не лекарства?
Может, я слишком подозрительный и не верю в искренность побуждений порядочных людей?
Что я предлагаю?
Поскольку в интернете около 67 % лишней информации, нужно взять за правило проанализировать критически любое полученное сообщение. Очень важно подключить полученные в школе знания и задать себе несколько вопросов. Например, спросить себя: кому выгодно распространить именно такую информацию и под таким углом? Чьи деньги задействованы в труде тех, кто не поленился составить сообщение с призывом?
Не стоит также верить информации только потому, что она есть в нескольких источниках. Именно такой подход выбирает поисковая система Google. В результате одна и та же ложная информация может тиражироваться много раз разными словами. Давайте будем умнее Гугла.
Вертолёты и антисептик
И ещё один курьезный случай. Он был связан с тем же коронавирусом, но случился на начальном этапе пандемии. В сообщении, которое переслала знакомая, говорилось, что в определенное время над Украиной вертолеты будут распылять антисептик, поэтому всем нужно в эти часы быть дома.
У думающих людей сразу возник вопрос: сколько вертолетов нужно, чтобы покрыть за несколько часов всю территорию Украины химикатами? О целесообразности таких действий я вообще молчу. Потом решил проверить, что в сети говорят об этом сообщении, и наткнулся на такую шутку. Мол, для этого в Киеве один большой вертолет будет распылять вертолеты поменьше.
Считаете, что это вас не касается и фильтровать информацию вы умеете? Тогда такой тест. Первое – проглотили ли вы взятое с потолка число “67 %” в этом тексте как факт или поставили под сомнение? И еще: сколько очевидных несоответствий вы нашли во второй шуточной картинке?
Кирилл Жихарев