Обида, гнев, страх и многие другие эмоции каждый день сопровождают наше сознание и многие из этих эмоций лишают рассудок трезвости и здравомыслия. Порою, «встав не с той ноги», можно запросто поругаться, например, с начальством, а это совсем уже не нужно и только во вред. Эмоции вызываются поступками, действиями, но, чаще всего, словами. И теми же поступками, действиями и словами можно антагонизировать негативу позитив.
Вас толкнули в метро? О, как хочется этому гаду пяткой, да по ноге наступить, а потом ещё и растереть, как окурок! Зачем? Вы получите от этого облегчение! А потом ещё и погавкаетесь с ним, может, и подерётесь, и доберётесь до пункта назначения в препротивнейшем настроении.
Вот представьте, опять-таки, общественный транспорт — автобус только что остановился, открылась передняя дверь с турникетом (в крупных городах такие автобусы), чтобы впустить садящихся, а потом уже (чтобы не было зайцев) откроются остальные двери, чтобы выпустить сходящих. Но
«Тётенька, а вы можете на звонке частушки наиграть? А я вам подпою — давайте?», — когда я это выкрикнул, весь автобус грохнул со смеху, а тётка так смутилась, что не ответила ни слова и, назло всем, продолжала жать чёртову кнопку, но нам уже было всё равно, источник раздражения превратился в источник хорошего настроения, все смеялись от души. А когда дверь таки открылась, товарищ, ехавший со мной, заразительно часто зааплодировал, многие его поддержали. Остальную часть пути в автобусе как будто праздник наступил — ехали, громко разговаривая о своём, но только на «будьте любезны» и, непременно, шутя!
Это наглядный пример поведения в условиях поступков и действий. Надо просто, вопреки логике, поступить не так, как хочется, а совсем наоборот. Но, всё-таки, гораздо чаще нам приходится сталкиваться с эмоциональным срывом в словесной форме. Чаще всего это происходит на работе или в семье. Здесь всё далеко не так просто. Когда обижают словом, то не получится отшутиться, ведь мы видим этого человека каждый божий день, а если это начальник, то и вовсе за шутку можно и под сокращение попасть. Как же быть? Здесь вместо шутки оружием должна служить серьёзность. Вот пример.
«Кровопийца! Все нервы мои истрепал! Куда твои родители смотрят!? И как таких паразитов вообще в школу пускают!?», — это часто приходится слышать школьникам и студентам. В этом случае беседующие не равны статусом и учащемуся придётся подстраиваться под преподавателя. Разберём гневную тираду. Такие слова, как «кровопийца» и «паразит» являются не несущими смысл, а скорее скрывающими его своей яркостью. Эти слова выражают эмоции, но
Переведём высказывание, выбросив весь «мусор», получится «Своим плохим воспитанием (или успеваемостью) ты меня нервируешь». Этот вариант даже на выговор не тянет и звучит совсем не так обидно, да и значение его — лишь констатация разницы в воспитании (или знаниях) преподавателя и учащегося. Если научить учащегося, в первую очередь, вот такой вот простой психологии — переводить гневные выкрики в спокойные замечания, то учащийся скорее поймёт всю вредность профессии преподавателя и просто перестанет его раздражать, или научится, хотя бы, не реагировать на обидные слова. А вот этого — ой, как не хватает современному обществу.
Теперь спроецируем ситуацию на двух равных по статусу людей. В ответ на «гневные вопли» можно и «по фэйсу» схлопотать, так что стоит не только не воспринимать обиду (как известно, обидчик сам будет не рад отсутствию вашей реакции), но и стараться самим не обижать. Вот ещё пример. Дело было в моей редакции (я работаю в газете). «Что за хрень ты тут понаписал, неужели ты думаешь, что твои каракули появятся на наших страницах?!», — это я сорвался на молодом репортёре, а он, повесив голову, повернулся и стал уходить.
Я его вернул и извинился (
Отнеситесь к обиде как к критике и постарайтесь сами не обижать, а лучше, критикуйте. Удачи.