Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как не провалить экзамены

Самое жаркое лето ожидает абитуриентов, у которых со дня на день начнутся экзамены. Первыми двери для мучеников науки по традиции откроют МГУ, Бауманка и Физтех. За ними в начале июля стартуют и остальные российские вузы. Как не упустить время и обойти все подводные камни, советуют вузовские педагоги. Психологи и врачи учат абитуров отсыпаться и готовить шпаргалки по правилам фэн-шуй. А бывалые студенты — выбираться сухим даже из безнадежных «завалов». Что из множества рецептов выбрать — решать вам.

Не тяни резину

Совет первый и чуть ли не самый главный — не тянуть резину и усадить себя за письменный стол как можно раньше. Время не терпит никаких отлагательств: ни за три дня, ни за неделю школьную программу по физике или биологии не осилить. Поэтому все остальное — в сторону. Нет сейчас ничего важнее экзаменов.

Заблуждение, что штудировать книжки заранее бессмысленно — «вылетит из головы». Да, вылетит — если в последние дни нахвататься всего по вершкам и получить кашу в голове. Несистематизированные знания ненадежны и в день «Ч» рассыпаются, как карточный домик. Это на пятом курсе (если поступите и дорастете) простительно сесть за учебник накануне экзамена: за спиной серьезная база, и выучить нюансы «родимой» епархии — раз плюнуть. У вас базы пока нет.

Компенсировать ее способно только время, в идеале — год-полгода. Но особо одаренным хватит и месяца, разделенного на три части: скажем, десять дней и еще два раза по десять (вариации допустимы). Первый «цикл» — пробежать все темы на «тройку», второй — прочитать с карандашом в руках, а потом отшлифовать знания и убрать лишнее из конспекта. Это лучше, чем действовать по принципу «один день — один билет». Если путаницу в цифрах экзаменаторы еще простят, то незнание темы в целом — ни за что и никогда. Кстати, даты и мелкие детали — единственное, что с легкой душой можно оставить на потом и не зазубривать месяцами.

Сон в руку

Каких советов лицейский психолог Светлана Воликова принципиально не дает, так это на тему, как правильно расписать рабочий день. В идеале — да, здорово придерживаться режима, рано ложиться, рано вставать. Но у всех у нас свои привычки, биоритмы, и предэкзаменационная лихорадка — не лучшее время для самовоспитания и казарменного надзора родителей.

Проще сразу определиться, кто вы — жаворонок или сова, и в зависимости от «оперения» по максимуму загрузить утро или вечер. Если вы давно записали себя в любители ночных бдений и способны вгрызаться в науку до утра — флаг вам в руки! Только накануне «судного дня» не забудьте выспаться. Иначе все труды — коту под хвост.

Вялый вид, дрожащие руки, некротический цвет ногтей и губ вряд ли вызовут у экзаменаторов жалость. Скорее, наоборот, в профессорском мозжечке на девятой полке так и отложится: хиляк, лямку не потянет — зачем же мучить? В общем, сон — лучшее лекарство, он наше все. И это единственное, в чем сходятся врачи. Не считая «активных» часов — с 8 до 12 утра и с 16 до 18. Они признаны всеми учеными, и подходят жаворонкам, совам и даже голубям.

Делайте паузы. Без передышек на обед-ужин и прогулок мозги в кучку не собрать. Полтора часа умственной пахоты — и все, извилины отключаются. Тут хорошо бы и швабру или утюг в руки, и мусорное ведро вынести… Десять минут мускульных напряжений — смотришь, снова голова свежая.

«Столовый» фэн-шуй

Последователи фэн-шуя утверждают: если стол захламлен — значит, в мыслях такая же неразбериха. Если взглянуть на быт некоторых профессоров и даже студентов со стажем — их столы чаще всего завалены пронумерованными папками и подписанными файлами. У некоторых доходит до педантизма: карандаши слева, ручки справа.

Когда бумаги четко структурированы, то и в голове все выстраивается в жесткие «каталоги» со своими «директориями» и «поддиректориями». Веками выработанный библиотечный и делопроизводственный принцип. Так что начните с малого — расчистите стол и тетради. А к книжкам добавьте «цыплячьи» стикеры или маркеры: желтый, говорят, повышает умственную активность. И к тому же годится для важных чирканий в шпаргалках.

О пользе шпаргалок

Теперь о «шпорах». Вещь в хозяйстве необходимая. Волей-неволей что-нибудь да запомнишь, пока старательно копируешь строчки из учебника. Отсев лишней инфы, лаконичное изложение самого важного на бумаге лучше беглого чтения. И чем шпаргалка — не конспект, за который так настойчиво ратуют вузовские педагоги? Это ведь их вечный совет: не зубрить и не «глотать» чужой текст, не подумав, а творчески и логически его переработать в рисунках, графиках, схемах, закорючками, маркером (чем угодно!) выделяя заголовки, подпункты, термины, нужные формулы, даты, имена, факты и даже причинно-следственные связи.

Ваша задача простая — отшлифовать устный ответ (пять — семь минут) в предельно сжатом тезисном плане, и тут без подручных средств не обойтись никак. Пока рука выводит, задействованы две памяти — моторная и зрительная. Кстати, легко подключить и «третью» — слуховую: прочитать написанное вслух или подкатить к родителям с пересказом.

По-любому готовьте бумагу, кучу бумаги, но не тащите ее на экзамен. Иначе будет глодать желание содрать, подсмотреть, проверить, удостовериться… На возню с карманами, рукавами, юбками уйдет уйма времени и нервов. А главное — сам билет — останется без внимания.

Сто сочинений в корзину

Еще загвоздка — с чего списывать шпаргалки? Хвататься за «Войну и мир» поздно: перед смертью не надышишься. Поэтому талмуды и многотомники — в сторону. Мышь в руки, входим в Инет, ищем на сайте выбранной альма-матер программы и прошлогодние билеты.

В принципе, многие вузы не делают из экзамена секрета. Но если нужного в Сети нет — нагряньте с визитом в приемную комиссию. Снабдят программкой — спасибо: все задачки и тесты экзаменов с ней всегда согласуются. Вручат примерные билеты — еще лучше: вопросы из года в год почти не меняются. Меняются формулировки, но это не страшно. Пособия тоже лучше извлечь из выбранного вуза: там учебники проверенные, авторы «свои».

Практически во всех универах, не исключая, МГУ, РГГУ, Физтеха, МИФИ, МГТУ им. Баумана, имеются книжные лавочки, где продаются изданные альма-матер сборники задач, «топиков» и грамматических упражнений, а также специальные справочники для абитуриентов. Кстати, экзаменаторы советуют повышать планку — штудировать издания сильных «вышек», даже если готовишься в периферийный вуз.

Но если до вожделенного универа добираться два дня, вариант — сбегать к ближайшим прилавкам. Только не промахнитесь: в книжных сейчас навалом всяких хрестоматий, задачников и брошюр сомнительного толка вроде «100 лучших сочинений». В корзину все! Берите авторов с репутацией.

Конечно, у каждого вуза свои любимые фишки, но вот инглиш профессора Н. Бонк «проходит» практически везде — так же, как русский язык Д. Розенталя (пособие для поступающих плюс сборник упражнений) или математика М. Сканави. Старые, не одним поколением обмусоленные книги — к ним у вузов никаких претензий. Правда, эти классические труды убивают своей толщиной, но не падайте в обморок — всегда можно найти выход.

Скажем, проштудировать тексты на слух, если это, конечно, не задачник по физике. По аудиокнигам, между прочим, готовилась в СпбГУ одна из дочерей Путина. Ее мама, первая леди страны — сама педагог — недавно призналась, что осилить филфаковскую программу «глазом» физически невозможно.

Но компакт-диски — не единственный способ спастись от мигрени. Звонок другу — еще одно верное средство. Разделите учебник «пополам», обмозгуйте каждый свою часть и в духе перекрестного допроса проверьте друг друга. Параграф прочитал — пересказал — смотришь, и воз сдвинется, и Розенталя с потрохами проглотите.

Лягушка в молоке

День судный не так страшен, если заручиться советами бывалых студентов — Дани Иглова (МАТИ) и Оли Ворониной (РГГУ). Хвост трубой, руки вон из карманов: внешний вид — ваша визитная карточка. К строгости костюма и скромности блузки (гламур исключен!) добавьте уверенности, но не наглости.

Ищем золотую середину и без тени эмоций, без криков «ура!» и хлопаний в ладоши тянем билет. Двадцать-тридцать минут, чтобы выловить в памяти нужную тему, зрительно вспомнить бумажки, исчирканные маркером, и перенести их на лист ответа. Пишем главное — опорные тезисы, термины, даты и имена, не стремясь зафиксировать ответ слово в слово. «Слепой» текст, накатанный сплошняком, озадачит недоверчивых профессоров: или слизано со шпаргалки, или тупо вызубрено. Но и без каракулей никак нельзя: конспект вам не просто помощник в устном ответе, он — единственный «вещдок» и аргумент в случае апелляции.

Даже если все вылетело из головы — есть методички, есть карты и школьные атласы, разрешенные на экзамене, есть, наконец, ответы предыдущих товарищей по несчастью. Настройте уши на нужную волну и губкой впитывайте все, что так или иначе относится к вашей теме. Нет ситуаций, из которых «вырулить» невозможно. Сдались — поменяйте билет. Но при определенных навыках даже провальный ответ можно вытянуть. Как в той истории с лягушкой, которая барахталась в кувшине и все-таки выбралась из молока, взбив его в масло.

Никто не отменял в экзаменаторах человеческого. Профессуре и нервы легко взвинтить бесчисленными повторами и переливанием из пустого в порожнее, и глаза замылить бодростью духа. Давно замечено: бойкие ответы, энергия и динамизм усыпляют бдительность ученых мужей.

Если вы начали отвечать со второго вопроса, неминуемо подозрение: а первый что, не готов? К тому же тактически неверно начинать с «хвоста». Ни на письменных экзаменах: уйму времени ухлопаете на потуги одолеть самое сложное, нервы сдадут, и половина задач рискует остаться нетронутой. Ни на устных: оценка, по сути, зависит от успешного ответа на последний вопрос, который гвоздем входит в память комиссии. Первый же, пусть с ляпами и неточностями, к концу экзамена забывается.

Кто последний?

С очередностью вопросов такая же проблема, как с самой очередью на экзамен. Когда оптимальнее перешагивать порог «чистилища», однозначно никто не ответит. Лично я — «марафонец» по жизни — всегда шла в числе последних, успев успокоить себя и повторить подзабытое. Но это не выход для стайеров.

Поэтому общий для всех совет — забивайте место в золотой середине. С утра преподаватели бодры, готовы к допросу с пристрастием и оценке по идеальным критериям. К концу дня пыл остыл, идеалы погребены под грудой школярских нелепиц, подступает раздражение… Вас могут прервать на полуслове вопросом в лоб. Вас дергают и подхлестывают.

Но педагоги на вступительных не заваливают, а скорее, вытягивают. Чаще подкапываются, чтобы уточнить оценку. Уточнения для них — что-то вроде викторины: сложнее придумать вопрос, чем ответить на него. Вот и успокойтесь — ничего оригинального все равно не услышите. Кстати, это совет самих педагогов, готовых дать еще несколько полезных рецептов абитуриентского счастья.

Сергей Арафайлов, доцент мехмата МГУ:

— Теории — вызубренных формул и законов, а также знания основных величин и понятий — хватит для хорошей «тройки», но не «пятерки». На вступительных по физике требуют глубокого понимания физических явлений. Совет — решайте задачи: на практике проще освоить теорию. Не исключено, что одну из них подкинут на устном экзамене.

Какие-то разделы физики, формальные в плане задачек («Строение атома и атомного ядра») можно безболезненно пропустить, ограничившись знанием основной формулы. На других стоит «застрять». Скажем, механика — традиционно любимый раздел всех экзаменаторов. Не в пример другим темам, в механике задач и вариантов их решения сотни. Что приемную комиссию подкупает, а абитуриентам дает массу шансов продемонстрировать логические способности.

Увы, механика плохо представлена в школьных учебниках. «Физика. Книга I. Механика» Е.И. Бутикова и А.С. Кондратьева — хорошее подспорье нацелившимся в МГУ и МФТИ. Из теоретического материала я предложил бы на выбор или «Физику: справочные материалы (3-е издание)» О.Ф. Кабардина, или «Физику. В помощь поступающим в вузы» Р.А. Мустафаева и В.Г. Кривцова — с задачами и контрольными вопросами, удобными для самостоятельной подготовки. И не забудьте про сами задачники. «Пособие по физике (5-е издание)» С.П. Мясникова и Т.Н. Осанова с уровнем сложности чуть выше среднего — удачный выбор для ребят, ориентированных на технические вузы. Если вы метите в престижные вузы — пожалуйста, «Сборник задач по физике: учебное пособие (2-е издание)» под ред. С.М. Козела: 850 задач, в основном с экзаменов в Физтех. Часть — вводные, часть — повышенной трудности.

Елена Бахарева, преподаватель МГА легкой промышленности:

— В школе на расчеты закрывают глаза, хотя задачи включены во все вступительные экзамены по химии. Из учебников масса заданий выкинута, хотя именно практика и еще раз практика требуется всем, кто сдает химию. Тем, кто вообще с нею незнаком, в качестве главной настольной книги советую «Решение задач по химии» (сост. Н.И. Берман) — с подробным объяснением и показом, как что считать. Более продвинутым, бредящим МГУ и медицинскими вузами, без «Сборника конкурсных задач по химии с решениями» М.А. Володиной и «Начал химии» авторского коллектива Н.Е. Кузьменко, В.В. Еремина и В.А. Попкова просто не обойтись. Упражняйтесь — и все у вас получится.

Сергей Леонов, профессор филфака МПГУ:

— За пересказ книги на устном по литературе легко схлопотать «двойку». Но почему-то гуманитарии убеждены, что нудное перелопачивание сюжета — основа всего успеха. И с него как раз начинают ответ на вступительных, независимо от того, как сформулирован вопрос и чего от них требуют. А требуют всего-то — знания текста и умения его проанализировать в определенных терминах («гипербола», «метафора», «эпитет», «троп», «синекдоха», «ремарка», «кульминация», «жанр» и т.п.). Неплохо, если термины не просто слетают с языка, а органично ложатся в контекст вашего ответа.

Вообще без знания теории литературы легко сесть в калошу. Попадется что-то вроде «Сюжет и композиция «Героя нашего времени», а вы не знаете даже, в чем их отличие — и все, финиш. Иди читай пособия по теории: «Современный словарь-справочник по литературе» С.И. Корнилова или «Энциклопедический словарь юного литературоведа» В.И. Новикова.

Или другая проблема — век минувший. Я советовал бы книгу Л.Я. Шейнберг и И.В. Кондакова «От Горького до Солженицына». Что же до пособий по новейшему периоду, найти их непросто. Зная это, экзаменаторы нашего вуза предлагают абитуре общие вопросы из серии «что вам кажется наиболее ценным?». Разумеется, в комиссии ожидают, что вы в курсе текущего литературного процесса и знаете, что выбрать из «художественно ценного». Вряд ли Маринину и Робски…

Кстати, хорошо бы знать критиков, но не повторять их слово в слово, а спорить с ними. Причем желательно без категорических оценок, резких характеристик и выноса окончательных приговоров.

Теперь о требованиях к сочинению. При всей свободе выбора абитуриент ограничен правилами написания, которые укладываются в несколько пунктов. Грамотность: нужно думать над любым сомнительным словом. Богатство лексикона: меньше стилистических и синтаксических повторов, больше синонимов. Стилистическое единство: никаких случайных жаргонизмов и сленга, никаких «обалдел», «заржал», «Печорин сыграл роль группы захвата и замочил казака». Правильно употребляйте фразеологизмы типа «играл значение» и «согласно уговора». Логика: как бы вы ни хотели побыстрее закруглиться, не перескакивайте с мысли на мысль. И не забудьте промежуточные выводы: на резюме профессорский глаз отдыхает. Ставка на память и железное правило: не уверен — не пиши. Наличие собственной точки зрения — обязательно! Смело полемизируйте, но не забывайте: любое мнение нуждается в доказательствах. Покажите широкий кругозор: иногда уместно отвлечься от деталей и посмотреть на целое как бы с некоторого расстояния.

Но главное — соответствие содержания теме. Сочинение не диплом и уж тем более не диссертация. Не стоит заморачиваться на всех аспектах темы. Остановитесь на одном каком-нибудь самом убедительном тезисе и подборе аргументов к нему. Хотя, конечно, если вы начитаны и кроме обязательных учебников и узкого набора имен литературных критиков перелопатили еще массу чего — имеет смысл выложить все знания. Но тогда вы рискуете не закончить работу за отведенное время.

Андрей Клименко, замдекана истфака МПГУ:

— Глубокое изучение истории и сдача экзамена — разные вещи. Не стоит тратить время и силы на тома Карамзина, Соловьева и Ключевского, жизненно необходимые студентам-историкам, но не абитуриентам. Правда, в устном ответе желательно (хотя и не обязательно) блеснуть эрудицией, вставить к месту различные точки зрения на проблему, но столь глубокие знания проще почерпнуть из вузовских пособий. Хрестоматии и сборники исторических документов отвлекут от интенсивных занятий.

Лучше подумайте о конспекте — будущем листе ответа: от вас на экзамене ждут логики и безошибочного владения фактами. В сторону эмоции — избегайте ложного пафоса, риторических вопросов, восклицаний и категорических суждений. Не факт, что экзаменатор разделяет ваш оптимизм. Снизить оценку только за «историческое» несоответствие он не вправе, но аргументировать позицию попросит всенепременно.

Проще укрыться за мнением «ряда ученых» (фамилии вряд ли спросят) или представить свое объяснение, как одну из версий, теорий, концепций.

Никакого криминала нет и в ссылке на публицистические статьи, если только они изложены с подчеркнуто нейтральной интонацией, не обобщены и не представлены как истина в последней инстанции. Экзаменатор может скептично относиться к легковесным и непрофессиональным суждениям журналистов. А восторги абитуры по поводу некоторых модных книг типа «Ледокол» А. Суворова вообще выводят профессуру из себя. Учтите это — и вы обойдете подводные камни экзамена.

Наталья Емельянова

791


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95