Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как сняли «Плинтус»

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», написанная в 1995 году, до сих пор не сходит с книжных прилавков. Читательский интерес во многом обусловлен тем, что прототипами героев повести являются известные люди: советский актёр Всеволод Санаев, его дочь Елена Санаева, её муж Ролан Быков… Но главное — большинство взрослых читателей узнали в этой повести себя и знакомые жизненные обстоятельства: детство на нервах, семейные скандалы, бытовые неурядицы и сама общая атмосфера позднесоветского периода.

Не так давно я написал небольшую рецензию на эту повесть в своей рубрике «Литературные заметки». А вот теперь наконец посмотрел и фильм, снятый по мотивам «Плинтуса» (режиссёр Сергей Снежкин, в главных ролях — Светлана Крючкова, Алексей Петренко, Мария Шукшина). Судьба фильма довольно странная. Он был закончен больше года назад, но практически «положен на полку». Премьера состоялась лишь этой весной на «Кинотавре». И вот 2 сентября, в рамках фестиваля «Московская премьера», в Доме кино состоялся единственный показ в Москве. Зал, естественно, был битком, люди стояли в проходах, сидели на ступенях…

Когда фильм выйдет в широкий прокат, на DVD, будет ли показан по телевидению — всё ещё неизвестно.

Постараюсь избежать так называемых спойлеров — то есть раскрытия сюжета. И не надо думать, что всё и так известно каждому, кто прочитал повесть (а это едва ли не вся «читающая Россия): это, повторяю, фильм «по мотивам». Спектакль театра «Балтийский дом» с Эрой Зиганшиной гораздо ближе духу и букве книги. Но это не значит, что фильм Снежкина плохой. Он — другой…

Используя повесть Санаева как подстрочник, Сергей Снежкин написал сценарий и снял фильм, который сделал бы честь Стивену Кингу. Да-да! Психологический триллер высокого класса, сделанный по всем голливудским канонам и явно рассчитанный на международное признание. (Он и шёл с английскими субтитрами.)

Если быть точнее, это классический «атмосферный ужастик».

Несмотря на старательно подобранные приметы позднего «совка», фильм, в общем, вне времени и пространства.

В огромной, мрачной «готической» квартире (тяжёлая старая мебель, высокие стулья, тёмно-бордовые ковры царит монстр-бабушка. Ей, злобной великанше, троллю с гнилыми зубами, пошёл бы в руках окровавленный тесак или топор, а то и бензопила.

Её муж, грузный молчаливый старик, похож на гробовщика или похоронного агента.

Таких мнимо-благообразных кошмарных дядек мы тоже видели в голливудских триллерах.

Эта кошмарная парочка заполняет собой всё пространство. Из этого герметичного мира нет спасения. Оставь надежду всяк сюда входящий.

От подобных монстров можно ждать чего угодно — человечьей расчленёнки в холодильнике, пыточной камеры в подвале, мальчиков кровавых в глазах.

А вот, собственно, и мальчик — серое личико, бровки домиком, вынужденный жить среди этого макабра. Всё-то он знает, всё понимает, но ничего поделать не может. Его внутренняя боль то и дело прорывается истерикой — например, когда он видит мамину дублёнку на заднем сиденье дедушкиной «Волги», тоже огромной, чёрной, жуткой: «А-а-а-а!!! Вы убили маму!!!».

«Карлика-кровопийцу», который в книге, по мнению многих, был «единственным вменяемым персонажем», надеждой и опорой (а прототип героя — аж сам Ролан Быков), создатели фильма опускают ниже того самого плинтуса.

По версии фильма, это небритый толстенький шибздик, который, например, мочится на «Волгу» дедушки, как собачонка. Для «Ролана Быкова» как-то слишком. Никакой особой мудрости и психологической поддержки по отношению к матери мальчика и своей любовнице он не проявляет. Эдакими странноватыми, мутными второстепенными героями (то ли жертва, то ли злодей, то ли пособник злодеев) тоже заполнены американские триллеры.

Мама в исполнении Марии Шукшиной — пожалуй, единственное более-менее «светлое пятно» среди всех этих человекоподобных монстров. Хмурая, придавленная житейским грузом женщина со страданием в глазах и естественными реакциями на происходящее. Где надо, даст пощёчину, где надо, укорит любовника за лишнюю рюмочку, где надо, устроит истерику. И таких героинь в американских психотриллерах и психодрамах полным-полно.

Повторяю: перед нами — образцовый Голливуд-style психотриллер на местном материале. Причём, пожалуй, лучший на текущий момент российский фильм в этом жанре.

Другой наш «ответ Голливуду», недавний педо-триллер «Юленька» (кто-нибудь ещё помнит такой?), выглядит по сравнению с ним весьма бледно.

Сергей Снежкин удержался от того, чтобы совсем уж обострить сюжет: вручить бабушке, в самом деле, окровавленный тесак, превратить дедушку в вампира, а мальчика — в Дэмиена из «Омена». Но остановился он буквально шаге от этого.

Страшно представить, что с подобным сценарием сделал бы Александр Балабанов, режиссёр фильмов «Морфий», «Жмурки» и «Груз-200».

Какое отношение имеет всё это к семье Санаевых и к повести «Похороните меня за плинтусом»?

Да, собственно, никакого. Поэтому автор повести и отказался иметь что-то общее с этим кинопроектом. Вероятно, по той же причине фильм, как говорится, долго пробивался к зрителю — да толком, как видим, до сих пор и не пробился. Не говоря уже о том, что картину «прокатило» жюри фестиваля «Кинотавр», не дав ему вовсе ни одной премии. А стоило бы.

Итак, при просмотре фильма (если он всё-таки выйдет в прокат) настоятельно рекомендую отвлечься от собственно «Плинтуса» (книги и спектакля) и настроиться на абсолютно другую историю. Считайте, что режиссёру Снежкину приснился кошмар по мотивам повести Санаева, и он этот кошмар умело экранизировал.

При таком подходе фильм доставит удовольствие.

Ваш Роман Олегович Иванов

924


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95