Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как спорить с начальником

Безопасно и эффективно

Нет ничего более разрушительного для продуктивной работы всей команды, чем плохой босс. Да даже и хорошие боссы иногда ошибаются и упрямо продолжают гнуть свою линию, игнорируя здравый смысл и сигналы с мест, чем порой наносят серьезный урон общему делу.

«Я знаю это наверняка, ведь я сам босс, который запорол несколько проектов только потому, что не прислушивался к мнению своей команды», — признается Блейк Госсард, автор колонки о том, как правильно доносить свое компетентное мнение до начальника.

Если вы любите свою работу и вам не все равно, как развиваются события внутри команды, эта статья для вас.

Когда ваш начальник начинает делать что-то не то, вы должны сообщить ему об этом вне зависимости от того, является ли босс злобным и мелочным или он нормальный человек, которому иногда свойственно ошибаться.

Почему это важно?

От умения специалистов давать обратную связь зависит успех компании и, в конце концов, их собственный успех.

Но понимание важности обратной связи не делает этот процесс простым. По разным причинам: подчиненные могут просто бояться спорить с начальником, или считают, что волнующий их вопрос слишком мелкий, чтобы тревожить руководство, или они не хотят выглядеть глупо, или не уверены, что их мнение вообще способно повлиять на ситуацию.

Но если вы безропотно и молча следуете за директивами вашего босса, даже если считаете, что у вас есть лучшая идея, — это верный признак того, что вы не заинтересованы ни в профессиональном, ни в карьерном росте. По крайне мере, в той команде, в которой вы трудитесь в настоящий момент.

Однако агрессивная и необдуманная реакция на ситуацию, в которой, как вам кажется, ваш начальник ведет себя неправильно или предлагает заведомо проигрышные решения, является, по мнению Госсарда, таким же признаком профессиональной посредственности, как и отсутствие какой-бы то ни было реакции.

Отстаивать свою точку зрения, когда она отличается от позиции начальства, — искусство. Неумение это делать может сильно повредить вашей карьере, так что

если вы решились спорить с начальником, то делайте это правильно.

При этом…

Вы должны четко понимать, что знаете меньше, чем босс.

Это отправная точка, если вы хотите добиться желаемого. Важно понимать, что каким бы высококвалифицированным специалистом или менеджером вы ни были, ваш взгляд на ситуацию в целом почти всегда будет более узким, чем перспектива, в которой эту же ситуацию видит босс.

Да, вы можете гораздо лучше знать и понимать, что происходит на вверенном вам участке, но вы, скорее всего, не располагаете полнотой знания в целом.

В идеале вы должны понимать, где заканчивается ваша зона ответственности, что включает в себя зона ответственности вашего начальника и чем эти зоны отличаются. В этом случае вы будете понимать, на что именно стоит открывать глаза руководству, а что в вашей подаче будет выглядеть наивно и недальновидно.

Кстати, часто понимания этой разницы уже достаточно, для того чтобы некоторые ваши вопросы и сомнения отпали сами собой.

Делайте акцент на пользе для компании и бизнеса.

Сам по себе факт, что вам не нравится то, что происходит, или ваше мнение о том, что какие-то процессы должны идти по-другому, еще не являются достаточным основанием для привлечения внимания начальства. И это нужно понимать.

Чтобы привлечь внимание к волнующему вас вопросу, вы должны поставить свою озабоченность проблемой перед «потому что», при этом за вашим «потому что» должно стоять очень убедительное обоснование и демонстрация вашей заботы об общем деле, а не о своем эго.

Неэффективно: «Мне кажется, что решение X приводит к пустой трате моего рабочего времени».

Эффективно: «Я думаю, что имеет смысл пересмотреть решение Х, потому что оно мешает запуску продукта Y».

Неэффективно: «Меня беспокоит то, что вы не доверяете моей оценке временных затрат и приоритизации».

Эффективно: «Мне хотелось бы обсудить мой график, потому что я хочу быть уверен, что мы одинаково понимаем, как наиболее эффективно составлять таймлайн и расставлять приоритеты».

Никогда не делайте громких заявлений, вместо этого задавайте вопросы.

Идея зайти в кабинет к шефу и с порога заявить «Мне не нравится то, что происходит! Я считают, что все должно быть так, так и вот так» — всегда плохая идея.

Вы должны открывать дверь, будучи готовым к диалогу, и лучший способ для этого — задавать вопросы. Вопросы, которые дадут вашему начальнику понять, что вы хотите в чем-то разобраться, а не просто пришли поспорить, или выяснить отношения, или пожаловаться на коллегу.

И даже если на самом деле вы пришли, чтобы выразить свое категорическое несогласие и пожаловаться на коллегу, с помощью вопросов вы наверняка добьетесь большего прогресса, если хотите как-то изменить ситуацию, с которой не согласны.

Неэффективно: «Я думаю, мы должны использовать другой дизайн для лендинга».

Эффективно: «Можем ли мы поговорить о дизайне нашего лендинга? Я не уверен, что правильно понял некоторые моменты».

Даже если вы уверены в своей правоте и, более того, даже если вы действительно правы и готовы предложить лучшее решение, гораздо эффективнее будет выстроить процесс донесения этого мнения до сознания начальства в форме вопросов и ответов. Но ни в коем случае не в форме ультиматума.

Это поможет донести до босса ход своих мыслей и убедить его поменять решение, не опасаясь покушения на его авторитет и главенствующую роль.

Используйте «мы» вместо «я» или «мне».

Это интересная и эффективная техника, которая подсознательно работает и на вас, и на вашего начальника. Когда вы обсуждаете проблему, выражая беспокойство за «нас» или «компанию», это автоматически воспринимается как озабоченность проблемами бизнеса и коллектива, а не вашими личными «хотелками».

Кстати, привычка использовать «мы» вместо «я» сыграет вам на руку, когда речь пойдет о принятии бизнес-решений, и значительно повысит ваши очки как человека, преданного компании, и «своего парня» среди коллег и менеджмента.

Важно! Никогда не используйте местоимения «они» или «им», когда говорите о высшем менеджменте компании. Люди тем не менее делают это постоянно, особенно когда речь идет о непопулярных решениях.

Все плохое и дурацкое придумали «они», «она» или «он». Но дело в том, что ваше руководство — это не какая-то другая команда, «они» — неотъемлемая часть «мы». И, кроме того, боссы в массе своей терпеть не могут, когда подчиненные дистанцируются от них с помощью местоимений вроде «они» и «их».

Перед серьезным разговором с боссом напишите письмо самому себе.

В этом письме опишите предполагаемый сценарий вашей беседы и отправьте его самому себе.

Тщательно составленный план должен включать в себя то, как вы воспринимаете проблему, в чем она заключается и как именно вы собираетесь донести свое видение этой проблемы до босса.

Убедитесь, что у вас есть достаточно аргументов, доказывающих пользу вашего предложения для бизнеса в целом, и что они никак не ущемляют авторитет босса.

Если ваша встреча с боссом пойдет совсем не так, как вы рассчитывали, по ее завершении отправьте себе еще одно письмо, где подробно опишите случившееся, проанализируйте, почему что-то пошло не так, и спланируйте свои дальнейшие действия.

Никогда не прыгайте через голову.

Вы можете вовлечь в спорную ситуацию начальника своего начальника, если уверены, что ваш собственный начальник реально облажался и вмешательство свыше является единственно возможным решением проблемы.

Но, во-первых, никогда не делайте этого без предварительной подготовки (см. предыдущий пункт), а во-вторых, обязательно сообщите о своих планах «вынести сор из избы» непосредственному руководителю. Важно, чтобы это не звучало как угроза или шантаж. Предупредите своего босса корректно, используя надлежащие выражения, подготовьте весомые аргументы.

И, разумеется, не надо бежать к вышестоящему начальству до того, как несколько попыток договориться напрямую со своим непосредственным боссом не увенчались успехом.

Никакой полемики на эмоциях.

Несмотря на то что это кажется очевидным, переждать первую реакцию бывает сложнее всего.

Между тем избегайте любых серьезных объяснений и встреч, когда вы слишком сильно расстроены, обижены или, наоборот, воодушевлены. Тактика «слабоумие и отвага» редко помогает добиться цели, особенно если речь идет о карьере. Зато вы наверняка будете выглядеть слишком чувствительным, несдержанным и резким.

Вместо того чтобы отчаянно бросаться на амбразуру, дайте самому себе как минимум 48 часов на обдумывание ситуации и только потом идите к боссу. Если же речь идет о какой-то срочной проблеме и вы не согласны с принятыми по ней решениями, лучше всего дождаться, пока ситуация немного остынет, люди обретут спокойствие и способность мыслить здраво. И вот тогда с чистой головой и нормальным пульсом вы можете поднять этот вопрос снова.

А что делать, если ничего не помогает и босс не в состоянии прислушаться ни к чьему мнению, кроме собственного и вышестоящего руководства? Блейк Госсард считает, что в этом случае остается только уволиться.

Если вы абсолютно уверены, что сделали все возможное, но ничего не изменилось, ваш босс не собирается менять работу, а его руководство не ищет вашей команде нового босса, то уходите сами. Или попробуйте найти себе место в той же компании, но под управлением другого человека.

Это не будет значить, что вы сдаетесь и проиграли, просто есть вещи, которые мы не в силах изменить, и плохой босс не основание портить себе карьеру и жизнь.

Источник: megaplan.ru

Ольга Летова

446


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95