Большинство покупателей новых машин в автосалонах официальных дилеров знакомы с уловками по «разводу» клиентов и отбиваются от поползновений. При этом почти все потребители «ведутся» на ухищрения с дополнительной комиссией, которую навязывают дилеры и банкиры.
Как обычно происходит процесс купли-продажи новой машины в автосалонах? Покупатель договаривается с менеджером о марке-модели выбранного транспортного средства, о комплектации, опциях и цене. Затем стороны переходят к бумажным формальностям — подписанию договора купли-продажи. И вот на этом этапе чаще всего выясняется, что гражданин должен заплатить за машину чуть больше оговоренной суммы — чаще всего на 2%.
За что? «А за обслуживание: за оформление договора», — любезно разъясняет менеджер. Кое-где сотрудники дилерского центра более откровенны и поясняют, что именно такой процент от любой суммы покупки забирает себе банк, обслуживающий их организацию. Иногда о банковской комиссии, например, за прием наличных денег покупатель узнает только у кассы.
Процент вроде как не очень большой. Но если учесть, что средняя розничная цена новой машины на российском рынке составляет 1,6 млн руб., то банку каждая подобная покупка приносит доход в 32 тыс. руб. На эту сумму можно дозаказать в новенькую машину много полезных опций.
Как сообщил «МК» председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, в его структуру такие жалобы не поступали. По его мнению, покупатель оказывается в «психологической ловушке»: он потратил время и силы на выбор машины, оговорил все условия сделки и уже перед подписью бумаг узнает, что помимо оговоренной суммы должен заплатить несколько десятков тысяч рублей. Возмущению предела нет, но человек измотан — и безропотно на откровенный финальный «развод» соглашается и платит. По мнению эксперта, навязывание дополнительных комиссий при покупке машин в автосалоне является, по сути, одной из форм обсчета покупателя, поскольку оговоренная цена за автомобиль не является окончательной. Ключевой вопрос — есть ли у человека выбор при оплате товара? То есть предоставляется ли возможность заплатить иным способом, например, через свой банк, где у покупателя открыт счет, или через другой банк?
— Если банк, заключивший договор с дилером на особых условиях, не разрешает покупателю оплатить товар иным способом, а требует за прием средств двухпроцентную комиссию, то можно смело говорить о нарушении Закона «О защите прав потребителя», — уверен Дмитрий Янин. По его словам, в этом случае нужно жаловаться в территориальный орган Роспотребнадзора, который однозначно встанет на сторону гражданина.
При этом, как правило, дилер, узнав о вашем стойком отказе переплачивать и горячем желании пожаловаться на него в упомянутую структуру, немедленно идет на попятную и принимает деньги без комиссии. Однако, увы, защищать свои права и кровно заработанную копеечку россияне не спешат. «Бороться с этим явлением могут только люди со стальными нервами, обладающие соответствующим опытом и юридическими знаниями. Поэтому перед тем как заехать в автосалон, лучше заранее по телефону узнать, на каких условиях здесь принимают в кассу деньги? И ехать только к тем дилерам, кто продает автомобили без этих накруток», — рекомендует Янин.
Как отметили в пресс-службе Банка России, «системных жалоб по такой проблеме в ЦБ не поступало, тарифная политика банками определяется самостоятельно. В данном случае вопросы следует задавать не банкам, а продавцу, т.к. он договаривается с покупателем о способах оплаты».
Понятно, что в современных условиях, когда продажи машин падают, автоторговцы ищут способы экономии, в т. ч. за счет навязывания дополнительных комиссий. Непонятно другое: почему массово обманываемые вышеописанным «двухпроцентным» образом автомобилисты молчат? А ведь положительное решение в каждом случае — практически беспроигрышная возможность вернуть в свой карман несколько десятков тысяч рублей. Поразительная щедрость!..
Алексей Батушенко, Сергей Артемов