Утро началось как всегда с телефонных звонков.
Анастасия Андреевна Полканова, делающая замечательные обзоры писем на нашем сайте, в отчаянии: нужен детский сад для сына Мити. Куда она ни обращалась везде отказ. Как быть? Я вспомнил, что мама Максима Андреевича Меньшикова работает в детском саду, который как раз недалеко от дома Анастасии Андреевны в Измайлово.
Мог бы долго и подробно рассказывать о том, как мы устраивали Митю в детский сад, но вряд ли это интересно посетителям нашего сайта и читателям «Дневника предпринимателя». Главное результат: Митю в детский сад приняли помогла мама нашего исполнительного директора.
Должен ли я, руководитель фирмы, ее вдохновитель и организатор, заниматься подобными вопросами? Должен. И я знаю: на хороших фирмах сотрудники со всеми проблемами (больница, жилье, бытовые неурядицы ) приходят именно к руководителю. Конечно, тот или иной руководитель может сказать: это ваши проблемы. Но если руководитель авторитетен и может помочь, он должен постараться использовать свои контакты и связи, чтобы поддерживать сотрудников, и не только материально. Создать хорошие условия для работы это замечательно, но нужно заботиться о каждом, проявлять внимание. Тогда контакт начальника с сотрудником станет теснее, и отдача от сотрудника будет больше. Хотя, насколько мне известно, на западных фирмах, подобное не практикуется. Да и у нас далеко не всем придет в голову обращаться к президенту банка, к генеральному директору фирмы за помощью в устройстве в детский сад ребенка.
Но я уверен: те несколько часов, что ушли у меня на устройство Мити в детский сад, вернутся. Анастасия Андреевна в свою очередь наверняка потратит больше времени, чтобы ответить на анкеты, подготовить обзоры писем, оживить наши форумы. Кроме этого, если мама спокойна за здоровье сына, то она и работает лучше.
На фирму я приехал вечером и тут же включился работу. Помимо наших учеников, я звонил: Сергею Алексеевичу Меднову, Петру Валерьевичу Иванову, Дмитрию Борисовичу Зимину, Сергею Николаевичу Дудкину, Валерию Вячеславовичу Фронтову, Артему Геннадьевичу Бадалянцу, Александру Ильичу Бабкину, Марку Рафаиловичу Гарберу, Дмитрию Анатольевичу Чушкину, Николаю Евгеньевичу Мельникову, Константину Владимировичу Подолько.
Вы не устали читать эти фамилии? Я устал их набирать. А ведь это только треть тех, с кем мне обязательно нужно переговорить по телефону, встретиться, обсудить наши общие дела, наметить планы.
Все они люди занятые, замотанные, задерганные, они неплохо ко мне относятся, но в наших отношениях я проситель. От их воли зависит решение вопроса.
Нет, я верю, что рано или поздно настанет период, когда нам будут звонить и просить: установите, пожалуйста, в нашей фирме сетевую версию, мы хотим научить сотрудников, нам надоело смотреть, как они долбят двумя-четырьмя пальчиками по клавиатуре, а из-за этого тормозится документооборот, из-за этого пишутся короткие письма, из-за этого наши сотрудники быстрее устают.
Еще год назад мне казалось:
самое сложное это создать программу;
самое трудное это найти помещение;
самое важное это подобрать людей.
Создали программу. Нашли помещение. Подобрали людей.
Оказывается, самое сложное, почти невыполнимое это сломать стереотип, убедить людей, проводящих за компьютером весь рабочий день, что слепой десятипальцевый метод набора насущная необходимость.
Но я все еще верю, что найду среди наших учеников сподвижников, единомышленников, желающих помочь общему делу. Один я ничего не сделаю.
В этом плане с книгой «Соло на пишущей машинке» было легче. Книжку издали почти миллионным тиражом, продавали ее по всей стране (тогда еще СССР), она попала на прилавки книжных магазинов всей страны, а это сотни тысяч торговых точек. Ее покупали, благо цена небольшая, читали, многие даже занимались.
С программой другое дело. У нас всего сорок точек продажи дисков в Москве и, конечно, Интернет с его виртуальными магазинами. А хорошо бы, чтобы точек было четыреста, а может быть, и четыре тысячи. Но создавать свою сеть распространения я не в состоянии. Так и предвижу совет от солистов: а вы скооперируйтесь с теми, кто выпускает диски и выкидывает их на рынок, имея огромную розничную сеть. Выстраивайте цепочку: фирма дилеры дистрибьюторы конечная точка продажи. В теории все правильно. Так полагалось бы поступить. Но в этом случае программа стала бы стоить не 150 рублей, а 450. А доход фирмы уменьшился бы в два раза.
Одна из фирм мне предложила: давайте напечатаем ваш диск десятитысячным тиражом вы получите 30 центов с каждого диска, это значит, три тысячи долларов. Не хватит на зарплату и аренду даже на один месяц. Стоит ли так поступать? Думаю, что нет. Не выгодно.
Все чаще и чаще, рассматривая то или иное предложение, я задаю этот вопрос: выгодно или не выгодно?
Пока держусь на прежних утверждениях: с каждым учеником индивидуальная работа, каждый диск регистрируется, каждая скачиваемая программа в Интернете тоже требует регистрации. Мы должны знать своих учеников, ученики должны чувствовать опеку преподавателя.
Посмотрел сводку за день: 10 дисков куплено в офисе, 20 регистраций через Интернет, 85 звонков от учеников, 15 звонков из офиса ученикам, 8 сообщений на пейджер, 4 личные установки. Все надо увеличить в 10 раз. Вот тогда мы сможем спокойно вздохнуть, нормально оплачивать работу сотрудников, пригласить для работы в офис профессионалов высокого класса
Только тогда я смогу закрыться с Марией Александровной Казицкой и заняться: переизданием книги «1001 вопрос про ЭТО», подготовкой нового издания «Учимся говорить публично», выпуском «Я+Я», обработкой материалов для книги «Рассказы старого Кристофа».
У меня большие личные планы, мне многое хочется написать, сделать. А я сейчас каждый день по 5-7 часов провожу на фирме и по 4-5 часов работаю дома, занимаясь делами фирмы. Станут ли мои планы реальностью? Не знаю. Хочу верить. И надеюсь на помощь солистов, а также тех, кто читает сейчас эти строки.
Все. Выключаю компьютер, пью чай, гуляю с Кристофом и спать. А 30 и 31 августа надо постараться отдохнуть.
Ваш Владимир Владимирович Шахиджанян
P. S. Интересно, эти строчки затеряются в Интернете, как теряется там многое, или найдут отклик? Ведь в жизни бывают чудеса. Я про отклик.
«Жалок тот, кто живет без идеала». И. С. Тургенев