Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как воспитывать ребёнка?

Записки мамы четверых детей из серии «Одиночество мне не грозит»
 
 
 

Воспитывать детей надо строго.
Это залог будущих радостей.
Дети будут радоваться,
когда воспитание закончится…

Надежда Тэффи

 
 
 

 

«Для меня до сих пор загадка, как же правильно воспитывать детей, насколько сильно нужно прислушиваться к их желаниям. И я совершенно не решила это для себя». Это высказывание-признание моей лицейской подруги, воспитывающей двух прекрасных дочерей, подтолкнуло меня к размышлениям на волнующую всех родителей тему.

 

Исчерпывающий ответ для себя на вопрос, как воспитывать ребёнка, я нашла в трудах замечательного польского писателя, детского врача и талантливого педагога Януша Корчака «Воспитательные моменты» и «Как любить ребёнка». Они написаны в начале прошлого столетия, однако проблемы, которые в них поднимаются, не потеряли своей актуальности.

Сейчас это мои настольные книги по воспитанию и психологии ребёнка. Каждый раз перечитывая их, я открываю для себя безграничную мудрость и философскую глубину мыслей автора-реформатора. Спешу поделиться некоторыми из них.

Совершенно очевидно, что писателем составлено настоящее руководство к действию. Януш Корчак утверждает, что «нужно всё записывать и над всем размышлять»:

 
 
 

…не то, как требовать и чего требовать от ребёнка, не то, как наказывать и что запрещать, но искать, чего ребёнку не хватает, чего у него в избытке, чего он требует и жаждет — и что может дать.

 
 
 

Целью ведения дневниковых записей является их дополнительное комментирование «(пусть и ошибочное)», сознательное извлечение уроков, что в будущем поможет «дать ему (ребёнку) программу того, как познать самого себя, как победить себя, какие усилия приложить, как искать собственный путь в жизни».

Благодаря примерам, представленным в качестве образца на страницах книги «Воспитательные моменты», я научилась правильно использовать технику ведения записей — «несметных сокровищ». Оказывается, достаточно всего лишь одного-двух слов, характеризующих схваченный на лету момент или индивидуальное проявление ребёнка. Заметки в таком виде сохранят свою ценность.

Таким образом я ежедневно наблюдаю за своими малышами, помня наставление писателя, о том, что «по этим запискам подведёшь ты итог жизни. Они — доказательство, что не растратил ты жизнь попусту».

Так, например, я стараюсь сберечь «любопытный и совершенно неисследованный язык ребячьего» диалога.

 
 
 

— Катя, все за мной! Мы играем в папу и маму. Мама — я. Варя — папа. Катя — малышка, – организует игру Петя.

— Эй, малышка, не убегай далеко, а то «бамс»! Хорошо? – обращается к Кате.

— Да, – соглашается малышка.

— Ну хорошо, я буду папой. Мама, я сильный? Я очень много кушаю, — спрашивает сыночек, поднимая резинового ослика — игрушку-прыгуна.

— Варя, мы большие! Вот мой папа-друг. Мы будем готовить ужин, — решает Петя.

 
 
 

Скрупулёзно собираю и «детские высказывания, которые заставляют нас вновь увидеть то, чего мы больше не замечаем».

Катя спрашивает у меня с возмущением в голосе:

 
 
 

— Мама, ты взяла наши шапочки! Мама, ты что маленькая?

— Почему я маленькая?

— Наши шапочки!

 
 
 

Как метко подмечено: «самое большое, это ошибка речи, а не отсутствие логики».

Ребёнок — это не собственность, не невольник, не лотерейный билет и не «почва, возделываемая наследственностью под посев жизни». Это чудесная тайна, «определённая индивидуальность, складывающаяся из врождённого темперамента, силы, интеллекта, самочувствия, жизненных впечатлений». Она формируется под влиянием таких факторов, как «территория наследственности» и «территория воспитания». Территорией воспитания автор называет «дух семьи, что в ней царит и правит»: догматы или идеи; безмятежное потребление или притворство и карьера.

В области чувств ребёнок превосходит нас, в области интеллекта равен нам, только ему не хватает опыта и знаний. Этим объясняется эгоцентризм детского мировосприятия.

Януш Корчак предостерегает подходить к ребёнку с привычным: «Вот я из тебя человека сделаю!». Родителям необходимо вдуматься: «Чем можешь ты стать, человек?».

Автор уверен, что «никакая книга, никакой врач не заменят собственной бдительной и чуткой мысли, собственного приметливого взгляда…». В результате такой работы «смотри в оба все двадцать часов» рождается интуиция материнского сердца — ангел-хранитель ребёнка. Это наш союзник в правильном воспитании.

Корчак призывает родителей искать красоты в сегодняшнем дне. По его убеждению, нельзя пренебрегать тем, «что его (ребёнка) сегодня радует, огорчает, удивляет, сердит, занимает». Писатель открыто возмущается: «И что же это, «если бы он уже ходил, говорил», что как не истерия ожидания?».

Поэтому на такие вопросы, как: «Когда ребёнок должен начать ходить и говорить? Когда должны резаться зубы? Сколько должен есть, спать?» — даются ответы эхом: «Когда он стал ходить и говорить. Именно тогда, когда режутся. Столько, сколько ест, спит…».

По собственному признанию Януша Корчака, его воспитательный метод укладывается в одной фразе:

 
 
 

— Ты вспыльчивый, — говорю я мальчику, — ну и дерись себе, только не очень сильно, злись, но только один раз в день.

 
 
 

Он ничего не запрещает и не приказывает. Но и сотворить «скучающего тирана», разрешая всё, нельзя. Поэтому важной задачей мамы является определение границ ребёнка и её прав: «тот, кто не продумает, как следует систему запретов и приказов, когда их мало, тот растеряется и не справится, когда их станет много».

Например, в нашей семье продумана такая система для малышей — под полным запретом драться, кусаться, брать чужое, играть со спичками, трогать розетки, обижать кота и убегать от мамы. Всё остальное обговаривается и объясняется.

Прекрасно в своей образности сравнение ума ребёнка с лесом, «кроны которого чуть колышутся, ветви сплетаются, листья трепеща, касаются друг друга… Каждое наше «хорошо-плохо-смотри-ещё раз — это вихрь, вносящий хаос».

Поэтому родителям «несказанно важно делать редкие замечания в виде доброжелательной беседы», а не жестоко «по горячему следу»: «Не выходи босиком во двор. Не пей сырой воды. Тебе не холодно, живот не болит?». Автор считает, что именно это-то и портит детей, «развращает их и отупляет».

Взрослым нужно всматриваться и вслушиваться, а не запрещать, подавляя тем самым волю и уничтожая свободу ребёнка: «послушный, воспитанный, добрый, удобный… вырастет безвольным в душе и калекой в жизни».

Мы, родители — самоучки в области негативных чувств — «забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возмущаться, не только слушать, но и бунтовать!».

Чтобы ребёнок не относился к взрослым как «к прирученным, но диким зверям», он должен верить им. Для этого родителям нужно стараться быть с ним откровенным, держать своё слово, не высмеивать, не дразнить.

— Мама, это не смешно! — иногда я слышу либо от Кати, либо от Вари взрослое замечание в свой адрес.

В таких случаях я одёргиваю себя, понимая, что непроизвольным смехом над каким-то невинным пустячком по-настоящему раню нежное детское сердце. Немедленно приношу им свои извинения, которые они благодушно (пока!) принимают.

«Душа ребёнка столь же сложна, как и наша, и полна противоречий…: хочу, но не могу, знаю, что надо, но не справлюсь». Чтобы ребёнок не чувствовал себя маленьким, одиноким и беспомощным, мы «не всемогущие, не всезнающие, не совершенные» должны относиться к нему серьезно, доверять, понимать, подсказывать, советовать, не отталкивать, не отказывать в помощи. И тогда появляется шанс выявить в нём ту самую имеющуюся в каждом искру, «которая может разжечь костёр счастья и истины».

Януш Корчак считал задачу книги «Как любить ребёнка» выполненной, если она убедила мать созерцать своего ребёнка в мудром одиночестве:

 
 
 

В тишине созерцания мать через ребёнка дозревает до озарения, которого требует труд воспитателя.

 
 
 

Лично я убедилась в этом, чего искренне желаю всем любящим своего ребёнка родителям!

Мария Кулыванова

431


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95