Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Как вырастить ребёнка оптимистом?

Советы психотерапевта

Чтобы ребенок рос счастливым и уверенным в себе, нужно воспитывать в нем оптимизм, считает психотерапевт Ален Браконье. Мысль кажется очевидной, но мы часто не понимаем, что для этого нужно. Чрезмерная требовательность, как и гиперопека, могут сформировать у ребенка другие установки.

Преимущества оптимизма доказали многие исследования. Они охватывают все сферы жизни (семейную, учебную, профессиональную), включая и психическую устойчивость. Оптимизм позволяет снизить стресс и защищает от депрессии.

Еще более удивительно то, что эффект оптимизма сказывается и на здоровье организма в целом. Оптимизм подпитывает самооценку и веру в себя. Это отражается на иммунитете. Оптимисты дольше остаются активными, быстрее восстанавливаются после травм, физических нагрузок и заболеваний.

Psychologies: Вы считаете, что воспитать счастливого ребенка — значит привить ему оптимистичное мышление. Что это значит?

Ален Браконье: Оптимизм — это умение, с одной стороны, видеть позитивные варианты развития событий и, с другой, давать разумную оценку неприятностям. Пессимисты склонны к обесценивающим суждениям и негативным обобщениям. Они часто говорят: «я пустое место», «я не могу совладать с обстоятельствами». Оптимисты не зацикливаются на том, что уже случилось, они стараются понять, что им делать дальше.

Оптимизм — врожденное или приобретенное качество? Как распознать у ребенка склонность к оптимизму?

Все дети с рождения демонстрируют признаки оптимизма. С первых месяцев ребенок улыбается взрослым, чтобы показать, что ему хорошо. Ему все любопытно, он увлечен всем новым, всем, что движется, блестит, издает звуки. Он непрерывно требует к себе внимания. Он быстро становится большим выдумщиком: хочет все попробовать, до всего дотянуться.

 

Воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности

 

Когда ребенок вырастает достаточно, чтобы выбраться из своей кроватки, он тут же начинает исследовать пространство вокруг нее. В психоанализе это называется «влечением к жизни». Оно толкает нас на завоевание мира.

Но исследования показывают, что некоторые дети более любопытны и общительны, чем другие. Среди специалистов сложилось мнение, что таких детей 25% от общего числа. Это значит, что для трех четвертей природный оптимизм можно пробудить с помощью обучения и соответствующей атмосферы.

Как это сделать?

— Когда ребенок растет, он сталкивается с ограничениями и может стать агрессивным и несчастным. Оптимизм помогает ему не пасовать перед трудностями, а преодолевать их. Между двумя и четырьмя годами такие дети много смеются и играют, они меньше тревожатся из-за расставания с родителями, лучше переносят одиночество. Они способны проводить время наедине с собой, могут сами себя занять.

Чтобы это получилось, воспитывайте ребенка так, чтобы его привязанность к вам не была похожа на зависимость, но в то же время давала чувство защищенности. Важно, чтобы вы были рядом, когда он нуждается в вас — например, чтобы помочь ему заснуть. Ваше участие нужно, чтобы ребенок научился переживать страхи, разлуку, потери.

 

Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложиться представление, что ему все должны

 

Важно также поощрять упорство во всем, за что берется ребенок, будь то спорт, рисование или игры-головоломки. Когда он проявляет настойчивость, он добивается больших успехов, и в результате у него складывается позитивный образ самого себя. Достаточно понаблюдать за детьми, чтобы понять, что доставляет им удовольствие: сознание, что у них что-то получается.

Родители должны подкреплять позитивное самоощущение ребенка. Они могут сказать: «Давай посмотрим, почему ты не справился с заданием». Напоминайте ему о его прошлых успехах. Сожаления ведут к пессимизму.

Не кажется ли вам, что слишком оптимистичный ребенок будет смотреть на мир через «розовые очки» и вырастет неготовым к жизненным испытаниям?

— Разумный оптимизм не мешает, а, наоборот, помогает лучше адаптироваться к реальности. Исследования показывают, что оптимисты более собранны и сосредоточены в ситуации стресса, они проявляют гибкость мышления, когда сталкиваются с проблемами.

Конечно, речь не идет об оптимизме патологическом, который связан с иллюзией всемогущества. В такой ситуации ребенок (а затем и взрослый) мнит себя гением, Суперменом, которому все подвластно. Но это представление основано на искаженной картине мира: сталкиваясь с трудностями, такой человек будет пытаться защитить свои убеждения с помощью отрицания и ухода в фантазии.

Как формируется такой чрезмерный оптимизм? Как родителям избежать такого сценария?

— Самооценка ребенка, его оценка собственных сил и способностей зависит от подхода родителей к воспитанию. Если родители перехваливают ребенка, восторгаются им по поводу и без, у него может сложиться представление, что ему все должны. Таким образом, самооценка не связывается в его представлении с реальными делами.

 

Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова

 

Чтобы этого не случилось, родителям следует формировать у ребенка мотивацию к самосовершенствованию. Ценить его достижения, но в той степени, в какой они этого заслуживают. Главное, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят, что он сделал, чтобы заслужить эти слова.

— С другой стороны, есть родители, которые поднимают планку очень высоко. Что бы вы посоветовали им?

— Те, кто требуют от ребенка слишком много, рискуют взрастить в нем чувство неудовлетворенности и неполноценности. Постоянное ожидание только лучших результатов создает чувство тревоги. Родителям кажется, что только так можно чего-то добиться в жизни. Но страх оказаться недостойным на самом деле мешает ребенку экспериментировать, пробовать новое, сходить с проторенной дороги — из страха не оправдать ожиданий.

Оптимистическое мышление невозможно без ощущения «я это могу». Поощрять в ребенке здоровую состязательность и целеустремленность необходимо. Но родители должны чутко следить за состоянием ребенка и понимать, что ему действительно по силам. Если ему плохо даются уроки игры на фортепьяно, не стоит ставить ему в пример Моцарта, который сочинял собственные пьесы в пять лет.

Антон Солдатов

Источник

456


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95