Со времён выпуска предыдущего альбома «Четырёхглавый орёт» прошло всего два года - по меркам неторопливой «Касты», эти две пластинки выпущены почти одновременно.
Столь небольшая пауза будто бы подчёркивает, что к новому диску не нужно относиться как к концептуальному высказыванию. Зато можно обсуждать сомнительный каламбур в названии «Об изъяне понятно», отмечая, что при всей спорности этого словосочетания оно послужило основой для отменной обложки, где участники «Касты» предстали в... как бы это сказать... человекообразном виде. В «Обезьяне» группа сочетает низкое и высокое, важное и дурацкое, трагичное и прикольное, пафос и юмор - и вот что они сами говорят о новой пластинке:
- Тринадцать новых песен от нас, четырех состоявшихся и примечательных мужчин, россиян, знающих место своей русскости и кучу других приколов. Песни совсем не глупые (кроме парочки). Песни ироничные, тоскливые, трагичные. Но ведь и трогательные, и пронзительные!
Главное, что «Каста» держит марку. Рэп этих 40-летних мужчин по-прежнему интересен, а если они не оправдали чьи-то надежды получить в альбоме ответы на все вопросы, то это не проблема «Касты». Кстати, вот одно из проявлений их взрослости: группа предоставила право выбора, в каком виде слушать альбом - с нецензурной лексикой или без оной. И тут же проявление своеобразного чувства юмора: на вид версии пластинки не отличаются никак - только на слух.
Первая композиция «Прошёл через» напоминает о той «Касте», которая без малого двадцать лет назад заставила всерьёз относиться к рэпу на русском языке. Мрачные интонации, печальные размышления о жизни с элементами автобиографии, пронзительные куплеты Шыма про смерть отца... Возможно, кто-то настроится на то, что весь альбом окажется серьёзным до трагизма, но «Каста» не хочет быть однобокой. В следующем треке «Привет, придурок» лирический герой жёстко разговаривает с бывшим другом, а в припевах воспроизводится их диалог «из прошлой жизни» - совсем не дипломатичное общение людей, тем не менее относящихся друг к другу с большой симпатией. «Молодой на молодой» - уже чистая бытовуха, зарисовка с типичной русской свадьбы: остроумно, но к фильму Жоры Крыжовникова и песне Васи Обломова «Касте» удалось добавить не так уж много. В «Колоколах над кальянной» группа немного издевается над «кальян-рэпом», но потом возвращается к речитативу на жизненные темы.
«Крайний Сервер» - максимально странная вещь, взгляд «Касты» из будущего на наше время, с роботизированным припевом. Зато «Фотка» - чистая юмореска о друзьях, решивших сфотографироваться на память. В песнях «Игорёк-мусор» и «Тыришь» «Касте» не хватило тонкости - особенно на фоне грустной, навеянной разводом Влади композиций «Мне не больно падать» и «Голая правда» («жили вы долго и счастливо и в один день развелись»).
«Выходи гулять» - зарисовка из детства, благодаря коллективному творчеству участников группы получившаяся одновременно и боевой, и трогательной. Завершается альбом «Нашим гимном России» - единственным на диске, но очень веским высказыванием «Касты» на общественно-политические темы.
Алексей Мажаев