Только не бейте меня сразу, когда я произнесу это название: «Околоноля». А что делать: роман Натана Дубовицкого, чьим автором широкой общественности был очень прозрачно представлен кремлевский идеолог-магнум Владислав Юрьевич Сурков, реакцию вызвал ожидаемую. Бурная среди этой самой общественности дискуссия, не выходящая, впрочем, за пределы узких кругов (
Нас, однако, как раз реакции и интересуют; лакмусовая бумажка тоже не бог весть какая важность, ан полезная вещь.
Я не про ожидаемо продемонстрированное коллегами умение оттоптаться на тексте так, чтобы и душу отвести, и придраться было не к чему. И даже не про плановые удивления вроде восторженного отзыва Проханова: Александру Андреичу не впервой работать в жанре «легко и приятно говорить правду в лицо королю», очень перспективный жанр, другому кому не простили бы, сочтя лестью, грубой до пародии, а когда ты священное чудовище и анфан террибль — скушают и даже крестик в правильной графе проставят. Я и не про главный детективный мотив: так Сурков или не Сурков? — потому что,
Я скорее про комментарии, которые многократно слышал в курилках и кулуарах (а читал, что характерно, куда реже). Про то, что произносилось когда с опасением, а когда и с надеждой. Про поиски скрытого смысла литературного жеста одного из первых кремлевских лиц. Про вынесенный за скобки вопрос: а что это НА САМОМ ДЕЛЕ значит? Неужто Власть (а Сурков, как ни крути, Власть) всерьез заинтересовалась литературой? Да не знак ли это того, что и мы, труженики кнопочно-перьевой промышленности, теперь — нацпроект, выгодно отличный от прочих, подвергаемых нынче подспудной обструкции, хотя бы тем, что объем инвестиций нужен куда как меньший?
А чего вы хотите, мы же давно существуем в таком политическом пространстве, где всё — сигнал. В каком порядке в новостях показали половинки тандема, кому дал интервью юрист, у кого отобрал авторучку чекист, да что там — все явления реальной жизни не сами по себе, они втайне
Ребята, я бы не пугался. А также не надеялся. В общем, не обольщался.
Я думаю, роман «Околоноля» — это глубоко частная, глубоко личная, хотя вместе и классовая история. Это объяснение человека, который… не хочется говорить «предал» — это оценочный глагол, тем более некорректный применительно к Владиславу Юрьевичу с его немножко ходорковской предысторией. Не хочется говорить «изменил» — это отдает адюльтером, а какие уж тут пошлости. Короче, это объяснение человека, оставившего свой (для простоты скажем: интеллигентский) класс ради другого, более перспективного, с этим вот оставленным классом. Признание незаурядного мужа, ушедшего во Власть, в сложных, раздрызганных и уж точно не остывших до приличного комнатного минимума чувствах к Культуре.
Коллизия эта не нова, ее многократно и куда более ярко отыграла прошлая русская революция, да и прочие масштабные штурмундранги первой половины минувшего века. Человек отчетливых, но умеренных артистических дарований, меняющий творчество в плоском мире искусства на трехмерное и (кажется ему) несравненно более азартное сотворение нового мира из старого, уходящий из своей виртуальной Касталии в реальность совнаркомов, фронтов и продразверсток, реформ, зачисток и инноваций. Умеренность дара — условие обязательное,
Судьба у артистических личностей, ушедших в перемену жизни, чаще всего одна — наступает момент, когда строительство нового мира зримо заканчивается, и он на поверку оказывается вполне себе старым, сплошной административный ресурс и властная вертикаль, и артистические личности, редко умеющие это сразу понять, выводятся в распыл, — кто сам не успел помереть. Но некоторых, наиболее успешных и гибких, вовремя догнавших тезис «творцы нам на х… не нужны, криэйтором, Ваван, криэйтором», оставляют-таки на развод — поскольку с ресурсом и вертикалью у воцарившихся эффективных менеджеров все отлично, а вот с идеями не очень, должен же
В нулевые пускают в распыл иначе, чем в тридцатые, — формат распыла отличается так же и настолько же, насколько и как отлична от предыдущей сама русская революция новейшего образца; нетрудно заметить, однако, что процесс этот успешно завершен. Впрочем, наш герой — как раз из успешных и гибких, политическое долголетие тому порукой. Но
Отсюда и «Околоноля». Это болезненная штука — и,
Не ищите тут государственной тенденции, симптома и признака. Не ловите сигналов, если можете еще перестать их ловить. Это личное, сугубо личное. Думаю, коллеги господина С. (эффективные менеджеры и разумные прагматики) вполне могли бы спросить его про наставляемую им культурку с тем ироническим презрением, с каким наш главный эффективный менеджер спросил во время оно про папу римского: а сколько, дескать, у старика дивизий? — и красноречиво покивать в ответ на неизбежное растерянное молчание. Может, уже и спрашивали, и кивали. Все-таки в эпоху тотального пилежа на фоне телевидения для масс и мультимедиа для продвинутых надо очень любить старое доброе искусство, чтобы воспринимать его всерьез, — так что не будет вам ни тотальной цензуры, ни госзаказов с госпремиями.
Меня тревожит другое. Пускай господин С., «слишком странный, чтобы жить, слишком редкий, чтобы умереть», одинок в своем объекте любви, ан вдруг он не одинок в самом ее принципе? Вдруг все они там, в башне нефтяной пленки, точно так же мучительно ощущают, что занимаются не своим делом, просто дела — разные? Взять хоть наше всё, Владимира Владимировича, думаю иногда я. Все эти рейды за штурвалами боевых истребителей ВВС, все эти «мочить в сортире» и «обрезать по самое не балуйся» — мы засчитывали их за пиаровский ход, и не ВВП, понятно, придуманный, за имиджмейкерство, целой командой Вавиленов Татарских творимое, — а это, может статься, и было то самое, из глубин сердца, из тайников души, искреннее и настоящее. Все эти щеголяния голым мускулистым торсом, «Рэмбо, первая чешуя», все эти плавания стилем баттер-фляй не в туалетном, по Раневской, бачке, но в мировом медийном пространстве, все эти погружения на дно в батискафе и вертолетные высадки в тыл готового сложить авторучку Дерипаски посередь охваченного беззарплатным несогласием Пикалева, — мы понимающе кивали: сигналы Западу, а как же, публичная порка олигархов,
Да и кто в здравом уме может возжелать быть властителем России, холодной и вязкой страны, в которой всё получается не как хотелось, а как всегда? Это удел маньяков вроде Петра и Иосифа, а здравые люди (все наши герои, безусловно, здравые люди) всего лишь понимают в
И почти с ужасом я пытаюсь представить себе, какие нереализованные таланты скрываются в Медведеве, Сечине, Грызлове, и всех Ивановых, и всех остальных. Мой ужас объясним легко. Нет ничего нового в людях, которые не любят свою работу, делают ее с отвращением и отдают себе отчет, что предназначены для другого. Например, работавший по страховой части, ненавидевший это занятие и оставивший по его и своих сослуживцев поводу множество ядовитейших строк в дневниках и письмах австро-венгерский гражданин Франц Кафка оказался отличным писателем, он многое конкретно про нас понял, когда нас еще и в проекте не было. И литературное хобби гражданина Кафки можно признать очень и очень успешным предприятием.
Но вот вообразить себе успешную страховую контору «Кафка и Сыновья» гораздо труднее. И вообще, знаете,
Хотя чего воображать, когда можно оглядеться.
Александр Гаррос