Благодаря машинам с автопилотом и онлайн-сервисам такси люди могут позволить себе выпивать чаще. В инвестбанке Morgan Stanley этот логичный вывод развили и посчитали, сколько на тенденциях автомобильного рынка смогут заработать производители и продавцы алкоголя.
Сейчас по всему миру люди проводят за рулем 600 млрд человеко-часов в год, а тратят на потребление алкоголя в общественных заведениях — 380 млрд часов в год (не учитывая время, которое люди проводят под воздействием алкоголя после употребления). Такие подсчеты содержатся в докладе Morgan Stanley «Shared and autonomous mobility: The solution to drinking and driving?», вышедшем на прошедшей неделе.
Очевидно, что беспилотные автомобили и сервисы по поиску попутчиков сокращают временные затраты человечества на управление личным автомобилем. Как предполагают аналитики банка, в ближайшие десять лет эта тенденция даст алкогольному рынку от 0,2% до 1,5% среднегодового роста.
С учетом того, что общемировой объем целевого рынка алкоголя (потребляемого в барах и ресторанах.— “Ъ”) эксперты банка оценивают в $1,5 трлн — или 1,14 трлн порций по средней цене $1,33,— беспилотные авто и новые сервисы увеличат продажи алкоголя на сумму от $31 млрд до $250 млрд (см. график).
Аналитики считают, что при таком развитии событий выиграют как производители алкоголя, такие как Constellation Brands, ABInBev, Diageo, Brown Forman и Kweichow Moutai, так и предприятия общественного питания и спортбары, в которых люди активно потребляют алкоголь. Например, сеть пивных баров BJ Restaurants, сеть ресторанов и спортбаров Buffalo Wild Wings, сеть ресторанов Brinker International и др. По прогнозам банка, выручка таких заведений может вырасти на 10–20%.
Обсуждение перспектив развития рынка беспилотных автомобилей и его влияние на другие рынки заметно активизировалось на этой неделе после того, как Палата представителей Конгресса США одобрила федеральный законопроект о развитии такого вида транспорта в США. Проект закона под названием Self Drive Act (.pdf), по сути, является первым крупным законопроектом федерального уровня по вопросу развития и внедрения беспилотного транспорта.
Местным властям, которые ранее самостоятельно регулировали свои законы и положения о беспилотных автомобилях, будет предписано привести свое законодательство в соответствие с федеральным Self Drive Act. Кроме того, в случае прохождения законопроекта через Сенат и его одобрения президентом местные власти не смогут запрещать автопроизводителям развитие и использование беспилотных машин в своих штатах.
Внедрение беспилотных такси убьет сразу несколько сфер бизнеса. К такому выводу пришли специалисты Колумбийского университета, изучив планы компании Uber о замене автопарка в Нью-Йорке. По их словам, цены на такси снизятся, сократится время ожидания, а город будет практически избавлен от пробок. Однако под угрозой исчезновения окажутся смежные сферы бизнеса и миллионы рабочих мест. Как повлияет на повседневную жизнь глобальное внедрение беспилотных автомобилей?