Каждый раз, когда мы задаем ребенку вопрос «почему?», мы учим его лгать
И дело совсем не в том, чтобы перестать задавать ребенку вопросы или больше не побуждать его к действию. Просто делать это стоит иначе.
«Почему ты не пишешь?»«Почему ты не одеваешься?»«Почему ты не ешь?»
Почему, почему, почему... А что чувствуете вы, когда вас спрашивают «почему ты...»? Правильно: растерянность, обиду или злость. У ребенка такие вопросы вызывают аналогичные чувства. Чтобы ответить, ему надо придумать мотив своего поведения. Именно поэтому каждый раз, когда вы задаете вопрос «почему?», вы учите ребенка лгать. Часто даже взрослый человек не отдает себе отчет в том, почему он сделал так, а не иначе. А вы хотите получить убедительный ответ от ребенка?
Я верю, что вы хотите другого. Так и попробуйте по-другому: «Я вижу, что…», «Я чувствую, что…», «Я помогу...». Например: «Я вижу, что ты не делаешь уроки»; «Я чувствую, что ты не знаешь, с чего начать (что ты устал, что ты переживаешь). Я могу тебе помочь?»
Или хотя бы замените вопрос «почему?» на вопрос «как?». Вместо вопроса «Почему ты взорвал школьный унитаз?» спросите: «Расскажи, как ты это сделал?» Вместо «Почему ты не делаешь математику?» – «Как (с чего) начнешь?»