Хуже всего в нашей стране, как оказалось, работают учителя математики и примкнувшие к ним преподаватели основ духовно-нравственной культуры. Из них, как явствует из оглашенных накануне предварительных итогов проверки качества работы российских учителей, с контрольным заданием не справился каждый второй. И получил в результате вполне заслуженный «неуд».
При таком раскладе говорить о России как о ведущей мировой математической супердержаве, отличающейся вдобавок какой-то особой духовностью своих граждан, вскоре, похоже, не придется. При этом то, что недостаточные компетенции выявлены у доброй половины педагогов, призванных развивать умы и сердца наших юных соотечественников, — увы, не единственная плохая новость.
Даже среди «лучших из лучших» по итогам исследования — а именно предметников-словесников, историков и обществоведов, продемонстрировавших наивысшие результаты, — неудовлетворительные оценки умудрился получить каждый четвертый. И это при том, что с помощью упомянутых Единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ) проверялось не только знание предмета, но и умение решать методические задачи, а также оценивать работы учащихся.
Так кто же, чему и как учит наших детей? И стоит ли удивляться, что около трети сегодняшних россиян твердо убеждены, что Солнце крутится вокруг Земли, а не наоборот? Так вот, оказывается, откуда ноги растут!
И это — не кошмарный сон, а переплюнувшая его кошмарная действительность. Куда там дочери Петра I Елизавете I, которая всего-навсего до конца жизни не верила, что Англия — это остров, и при дворе которой, по словам Пушкина, «царило азиатское невежество». Но то был XVIII век, а ныне-то на дворе XXI!
Примечательно и другое. ЕФОМ, на основании которых тестировали учителей и благодаря которым выявились их столь замечательные результаты, придумали как основу для новой модели аттестации педагогов. Так что же, теперь ее мало кто пройдет? Или детей будут повсеместно учить неаттестованные учителя?..
Впрочем, проблема способов педагогической аттестации, как и вся программа Национальной системы учительского роста, частью которой она является, в складывающейся ситуации явно уходит на второй план. Да и возможность выполнения путинского Указа «О национальных целях и стратегических задачах развития России на период до 2024 года», одним из пунктов которого является вхождение нашей страны в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования, вызывает большие сомнения. Его, конечно, никто не отменял и вряд ли отменит. Но сейчас нам однозначно не до жиру.
Традиционный российский вопрос «что делать?» применительно к обретенному знанию о реальном состоянии преподавания в наших школах пока остается без ответа. В Рособрнадзоре лишь отмечают (и совершенно справедливо), что «лучше объективная оценка, чем высокая и оторванная от реальности», да предлагают Минпросвету во время подготовки кадров «спокойно анализировать результаты исследования, помогать учителю, сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования и повышения квалификации».
Ни о каких других экстренных мерах не говорится. Правда, до 2020 года решено разработать единые федеральные оценочные материалы по всем школьным предметам, причем результаты исследования будут учитывать условия работы педагогов: тип школы, населенного пункта, стаж и возраст учителя. Но до тех пор исследования компетенций учителей, как и сейчас, будут проводиться деперсонифицированно, а их результаты никак не повлияют на работу их участников и школ, где те продолжат сеять разумное и доброе с вечным.
Марина Лемуткина