Наверняка сегодня уже ни для кого не является секретом тот факт, что Иосиф Сталин предпочитал пользоваться автомобилем или железнодорожным транспортом и избегал самолетов. Правда, в свое время вождь по крайней мере дважды собирался совершить полеты на новых образцах советской техники. Однако после трагедии, случившейся с Владимиром Триандафилловым, Сталин наотрез отказался от авиаперелетов.
Несостоявшиеся полеты
В один из июньских дней 1931 года Иосиф Сталин прибыл на аэродром в Тушино: вождь намеревался познакомиться с новыми образцами авиационной техники. В тот момент на летном поле красовались как отечественные, так и иностранные истребители и бомбардировщики. Как утверждает Алексей Богомолов, автор книги «Легенды первых лиц СССР», Сталину особенно приглянулся тяжелый бомбардировщик ТБ-3. Иосиф Виссарионович даже выказал желание прокатиться на этом самолете. Однако полет так и не состоялся: приближенные к главе страны отчего-то предпочли отговорить его от этой затеи.
Буквально через несколько недель после визита Сталина в Тушино произошла трагедия, которая заставила вождя навсегда отказаться от авиаперелетов. Как пишет Олег Козинкин в своей книге «Защита Сталина», рано утром 12 июля 1931 года погиб Владимир Кириакович Триандафиллов. По словам Козинкина, самолет АНТ-9, в котором летел Триандафиллов, врезался в заводскую трубу в районе платформы Алабино Западной железной дороги. По словам Богомолова, перед столкновением воздушное судно задело верхушки деревьев из-за плохой видимости: в тот день наблюдался густой туман. Если верить Козинкину, в тот момент Владимир Триандафиллов находился при исполнении своих служебных обязанностей.
Грек в Красной Армии
Эти самые служебные обязанности Владимира Траиндафиллова были непосредственным образом связаны с вооруженными силами страны. Армии Триандафиллов посвятил всю свою жизнь. Он родился в греческой крестьянской семье в 1894 году в одном из сел, расположенных на территории современной Турции. Окончив учительскую семинарию, Владимир Кириакович был призван в царскую армию, где сумел дослужиться до полковника. Несмотря на такую биографию, после революции Триандафиллов в добровольном порядке вступил в ряды Красной Армии, а после и в партию. Как писал Владимир Янгазов в своей книге «Крест и меч», Триандафиллов активно участвовал и в гражданской войне.
В этот период Владимир Кириакович завоевал расположение Михаила Фрунзе. Последний, как известно, никогда не пренебрегал помощью бывших царских военачальников. Если верить Игорю Симбирцеву, автору издания «Спецслужбы первых лет СССР», именно Триандафиллов, будучи талантливым стратегом, разрабатывал большинство удачных операций Фрунзе на Восточном фронте против Колчака, а также в Средней Азии и по ликвидации армии Врангеля в Крыму. За эти заслуги Михаил Фрунзе позднее назначил Триандафиллова начальником Оперативного отдела Генерального штаба РККА. В связи с тем, что Владимир Кириакович был близок с Фрунзе, некоторые историки предполагают, что авиакатастрофа, в которой первый и погиб, была подстроена.
Запрет для всех
Как бы то ни было, после гибели Владимира Триандафиллова Иосиф Сталин ни разу не заикался об авиаперелетах. Вождь пользовался только автомобилем, а также услугами железной дороги, причем, даже принимая во внимание тот факт, что на самолете до места назначения можно добраться гораздо быстрее. Так, на легендарную Потсдамскую конференцию Сталин поехал на поезде и, как следствие, опоздал на мероприятие на целые сутки. Если верить Евгению Гуслярову, автору издания «Сталин в жизни», глава страны извинился перед президентом США Гарри Трумэном: хотел, мол, отправиться на самолете, чтобы не опоздать, но доктора запретили летать. Впрочем, к тому моменту Сталин и в самом деле перенес уже третий инфаркт.
Между тем Иосиф Виссарионович не только не летал сам, но и запрещал подниматься в небо и своим соратникам. В сентябре того же 1931 года, когда погиб Владимир Триандафиллов, Сергей Киров попросил разрешения у Сталина воспользоваться воздушным транспортом для перелета в Сочи. Однако вождь строго-настрого запретил Кирову это делать. В книге Николая Зеньковича «Вожди и сподвижники: слежка, оговоры, травля» приведен текст ответной телеграммы Сталина. «Не имею права и никому не советую давать разрешение на полеты. Покорнейше прошу приехать железной дорогой» — писал Сталин.
Юлия Попова
Источник