- Я убежден в том, что кино – это любовь, любовь и еще раз любовь. Возникает команда с целью родить в любви картину. Если использовать метафору, то режиссер – это папа, а продюсер - опекун, который следит за тем, чтобы семья не распалась. Да, кино – это семья. Замечу, что в Голливуде, где я провожу небольшую часть жизни, ассистенты, кастинг-директора занимаются тем, что подбирают семейные пары. Практически они занимаются сводничеством. Я сам выбираю команду и провожу долгий кастинг. В этом мне помогает Татьяна Талькова – вдова Игоря Талькова. Выбрать актрису на главную роль равносильно тому, что жениться. Надо сначала найти подходящую кандидатуру, влюбиться, а лучше полюбить, а потом хорошо подумать: стоит ли заключать брак, потому что вам надо жить с этим человеком. Надеюсь, вы не буквально воспринимаете мои слова. Кино – это жизнь, и съемочная площадка – живой организм. Любая деталь очень важна. Для меня важно, как актриса пахнет. Как этот важно для каждого мужчины. Мне должен нравиться ее запах.
Для режиссера главное не лениться – искать свою любовь. Актеров для нового фильма «Большой» (в прокате с 11 мая) я искал полтора года.
Мои ассистенты побывали во всех музыкальных театрах нашей страны и даже за рубежом. Разумеется, главное для меня - найти идеальных артистов. Но при этом бывает, что актеры подходят для роли, но я не могу их полюбить. Биологически не могу полюбить. Не та химия. Не мои люди. Не мои запахи. Актрисы должны быть готовы к тому, что они находятся на ярмарке невест, и что их выбирают режиссеры по всем параметрам. Это очень трудно - отказывать актерам, когда они подходят и когда между вами возникают чувства. Однажды я не утвердил на роль одну выдающуюся актрису. Я очень хотел ее снимать в своей картине, и, разумеется, испытывал к ней любовь. Но понимал, что она слишком хороша, слишком харизматична, слишком особенна. Она должна была играть не главную роль, важную, но не главную. И я понимал, что не может быть на вторых ролях, потому что рождена только для первых. Она мега-личность и мега-звезда.
Если кино я снимаю в любви, то после того, как закончен монтаж – думаю о зрителе. Не боюсь этого слова, но я испытываю огромное уважение к зрителю. Это уважение привил мне мой отец – Петр Тодоровский. Я делаю все, чтобы зритель получил удовольствие от фильма, чтобы ему не было скучно, чтобы не было мутно. Я стараюсь делать кино максимально понятным, ясным зрителю.
Сегодня в России большой дефицит актеров, сценаристов (со сценаристами вообще проблема) и талантливых режиссеров. Самый сильный цех – операторы. Наверняка зритель задумывался: «Почему в блокбастерах снимают только двух артистов: Козловского и Федорова?» Нет артистов, которые могут играть главные роли в больших фильмах. Чтобы они появились, нужно больше готовить артистов. Чтобы мы имели 10 артистов уровня Козловского, театральные вузы должны набрать не 200 в год, а 2000 тысячи. Талантливых артистов немало. Но того, чтобы талант был применим, по крайней мере, необходимы еще две составляющие: адекватность и профессионализм. Я встречал очень талантливых, но абсолютно неадекватных людей, и это, конечно, горе. Но я не любитель теорий. Я – практик. Я снимаю кино, пишу сценарии, занимаюсь продюсированием. Заметил, что тот, кто много рассуждает, тот мало делает, и наоборот.
Призываю молодых режиссеров быть практиками. Берите мобильные телефоны, если нет другой техники, и снимайте кино. Выставляйте в интернет, и вас заметят. Сегодня большой дефицит идей. Если у вас есть идея, то вам дадут деньги на ее реализацию.
Анжелика Заозерская