Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кино, которое хочется обнять

Рецензия на фильм Греты Гервиг «Маленькие женщины»

Драма «Маленькие женщины» выходит в российский прокат 30 января 2020 года. Режиссёр: Грета Гервиг. В ролях: Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Лора Дёрн, Тимоти Шаламе, Трэйси Леттс, Боб Одинкёрк, Луи Гаррель, Крис Купер, Мэрил Стрип и другие.

При подходе к произведению, которое было уже экранизировано (особенно во множественном числе), всегда требуется чёткое понимание, зачем, собственно, всё это нужно опять. Причём ответ на этот насущный вопрос в одинаковой степени ищется не только постановщиком, взявшимся переосмыслять классическое произведение, но и зрителем, которому может быть проще включить старую версию – любимую и проверенную временем. Роман «Маленькие женщины» американской писательницы Луизы Мэй Олкотт вышел в двух частях в 1868-1869 годах. Он был частично основан на реальных воспоминаниях и имел огромный успех. Точное количество последовавших в 20 веке экранизаций назвать можно с трудом: студийные голливудские фильмы чередовались с аниме-сериалами и телефильмами. Но всё это становится неважно с выходом «Маленьких женщин» под режиссурой Греты Гервиг – эта картина заставит забыть о существовании других и навсегда влюбит вас в историю сестёр Марч.

Главным отличием этой киноверсии от предыдущих является смелое решение Греты Гервиг перетасовать хронологию повествования, рассказывая параллельно о двух временных отрезках промежутком в семь лет. Поначалу может быть трудно привыкнуть к переходам от взрослой отдельной жизни сёстёр к их детским хлопотам под крышей общего дома (хотя они различаются по цветовой гамме), однако со временем к тому не просто привыкаешь, а начинаешь получать редкое вознаграждение – невероятные эмоции от просмотра, способные тронуть любого зрителя. Сила такого подхода в том, что ко второй половине фильма две временные линии начинают удивительным образом рифмоваться, отражать друг друга, образуя тем самым яркие и врезающиеся в память кинематографические образы. Например, похороны зарифмовываются со свадьбой, ещё раз подтверждая церемониальную цикличность жизни.

Картина открывается со сцены, когда дерзкая, амбициозная Джо Марч (Сирша Ронан) уже находится в Нью-Йорке и активно пытается сделать карьеру писательницы. Она встречается с издателем – его играет харизматичный Трэйси Леттс – который учит Джо одной важной мысли: если главная героиня романа – женщина, то в конце она обязана выйти замуж. Не трудно догадаться, что Джо Марч – это своего рода прототип самой Луизы Мэй Олкотт, которой также приходилось бороться за право быть опубликованной на заре собственной карьеры. Открывающим фильм эпизодом мы может установить ещё одну важную отличительную деталь подхода Гервиг к истории: одной из главных тем картины станет тема ограниченных возможностей для женщин в ту эпоху, особенно для представительниц искусства.

Напрямую с искусством связана и самая младшая из четырёх сестёр Марч – Эми в исполнении энергичной Флоренс Пью. Впервые мы встречаем её в Париже вместе со своей ворчливой тёткой (Мэрил Стрип), там она учится писать картины, готовится выйти замуж за богатого жениха, чтобы обеспечить себе будущее, но внезапно посреди улицы встречает Лори (Тимоти Шаламе), друга детства, в которого тогда, семь лет назад, она влюбилась с первого же взгляда.

На контрасте показана старшая из сестёр – Мэг (Эмма Уотсон), которая вышла замуж по любви и ни дня своей жизни об этом не жалела, несмотря на то, что денег у них никогда не было в достатке. Они так и остались жить в Массачусетсе, где выросло всё семейство Марч, как и третья сестра – Бет (Элайза Сканлен), у которой судьба оказалось наименее благосклонной. Бет с каждым днём чувствует себя всё хуже.

Было бы глупо ожидать от Греты Гервиг какого-то типичного костюмированного фильма, снятого в консервативном ключе и с академическим блеском. Для неё, как представительницы американского инди-кинематографа и в частности его поджанра мамблкора, важно сделать акцент на духе творческой свободы и показать настоящую, без лишней романтизации, историю отношений четырёх сестёр. «Маленькие женщины» Гервиг в последнюю очередь похожи на исторические драмы, получавшие всевозможные награды в нулевых. Здесь нет надменности большинства костюмированных кинороманов, нет высокопарности языка Джейн Остин. Практически перед нами та же «Леди Бёрд», но разворачивающаяся 150 лет назад.

Зритель может насладиться живыми, яркими персонажами и моментами чистого кинематографа. Сёстры сидят у камина, беззаботно беседуя и обсуждая соседского мальчика Лори. Затем Джо танцует с тем же Лори на крыльце. Сёстры пытаются поставить собственную пьесу на чердаке дома, наклеивая фальшивые усы. Добродушный дедушка Лори, исполненный с теплотой и добрыми глазами Крисом Купером, позволяет скромной Бет играть на своём пианино. Отдельно хочется отметить Лору Дёрн в роли матери семейства, чей муж ушёл служить в армию во время Гражданской войны. На её плечи выпало не просто поддержка домашнего очага в одиночку, но и воспитание четырёх удивительных дочек, каждая из которых требует собственный подход. Дёрн озаряет каждую сцену со своим участием ослепительным светом, заполняя всё экранное пространство своей добротой и нежностью, которыми постепенно обрастает фильм целиком.

В «Маленьких женщинах» 2019 года каждая из сестёр и представителей второго плана получает броскую сценарную характеристику, отчего ни один персонаж картины не остаётся плоским или карикатурным. В отличие от ранних экранизаций с Кэтрин Хёпберн или Вайноной Райдер, в этой мы видим заметный сдвиг повествовательных ориентиров в сторону противопоставления Джо и Эми. Ронан и Пью – две главный звезды фильма, каждая их которых заслужила номинации на «Оскар». Сирша снова пополнила индивидуальную копилку ролей сильных и воодушевлённых девушек, на которых кроме как глазами восхищения и не посмотришь. Флоренс же и вовсе – королева 2019 года, чья карьера после невероятного перфоманса в «Солнцестоянии» и замечательной роли в комедии «Борьба с моей семьёй» лишь цементируется в картине Греты Гервиг. Её Эми – это очарование во плоти, милая, бойкая девушка с характером, перед которым невозможно устоять.

Грета Гервиг доказала, что история Луизы Мэй Олкотт поистине не имеет срока давности и со временем может даже становиться лучше. Чуткий и тонкий подход женщины-режиссёра одарил «Маленьких женщин» непрекращающимся сиянием ореола теплоты, нежности и доброты, подчёркнутым мягким, сентиментальным саундтреком Александра Десплы. Это кино с большой душой и настоящими эмоциями, которые не перекрывают, а наоборот, преумножают художественные достоинства удивительно органичной и мастеровитой режиссуры Гервиг.

Вадим Богданов

Источник

339


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95