Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кино на своем месте

«Огонек» понаблюдал за жизнью якутского кинематографа

Республика Саха (Якутия) — крупнейший по территории субъект Российской Федерации (размером превосходит, например, Аргентину); при этом население республики меньше миллиона. Край известен полезными ископаемыми и экстремально низкими температурами — 60 градусов по Цельсию ниже нуля. Однако Якутия знаменита теперь еще и собственным кинематографом. Его уже называют — по аналогии с Голливудом — «Сахавуд». За последние 15 лет на территории Якутии снято 180 игровых фильмов; в среднем в республике выпускается по 8–10 картин в год, их бюджет — от 1,5 млн до 3 млн рублей.

Мистика, социальные драмы, комедии, сказки и даже зомби-хорроры — ни один субъект РФ не может похвалиться ничем подобным, не говоря уже о самобытной актерской школе и даже собственном кинофестивале. Критики расходятся в оценках художественного уровня этих картин, но сходятся в одном: якутское кино сегодня — социокультурный феномен, которым может гордиться вся страна. При этом в федеральном прокате до сих пор можно было увидеть лишь единичные якутские фильмы — скажем, криминальный триллер Костаса Марсана «Мой убийца» или «Надо мною солнце не садится» Любови Борисовой (получил три приза 41-го ММКФ и десятки наград других международных форумов).

Ситуация нетипичная: о феномене якутского кино более или менее все уже слышали, но самих фильмов массовый российский зритель почти не видел; поэтому якутский кинематограф обрастает мифами и легендами. Уникальный кинофеномен объясняют, например, специфическим климатом — мол, в Якутии зима по полгода (свыше 40 процентов республики за Полярным кругом), а в этих суровых условиях кино одно из самых доступных развлечений. Или тем, что фильмы создаются на национальном языке и местном материале: при этом критики подчеркивают «живую связь» между авторами фильмов и зрителями. «Родной язык, родные просторы, знакомые актеры, улицы, площади и так далее,— так говорит известный якутский режиссер Степан Бурнашев, автор "Республики Z" и "Первой любви".— Люди хотят видеть в кино что-то свое, про себя». Кстати, актеры запросто могут оказаться «людьми с улицы»: впечатляет история 74-летнего непрофессионального актера Степана Петрова, который после роли в фильме «Надо мною солнце не садится» стал местной кинозвездой. Режиссеры часто тоже не имеют специального образования, хотя в последнее время тенденция меняется — молодые режиссеры возвращаются в Якутию после учебы во ВГИКе и других профильных вузах.

В республике есть государственная киностудия «Саха-фильм», но феномен якутского кино состоялся благодаря череде именно независимых режиссеров. Главная роль киностудии, по словам местных кинематографистов, в том, что она сдает оборудование для съемок в аренду по минимальной цене. Фильмы тоже чаще всего снимаются «энтузиастами и на энтузиазме». О том, как собирают деньги на фильм, ходят свои легенды: бывает, авторы берут взаймы по 50 тысяч, 10 тысяч, а то и вовсе по тысяче рублей — у родных, друзей, знакомых. Такое кино называют «дружеским», поскольку делается оно силами небольшой команды единомышленников. «При общем бюджете фильма, скажем, 1 млн 700 рублей из республиканского бюджета нам удалось получить примерно 200 тысяч рублей,— говорит Бурнашев.— Остальное находим сами. Спонсоры, кредиты, у знакомых занимаем. Когда брали деньги у бизнесменов, поставили рекламный ролик в начале фильма». Но самое удивительное в том, что многие из этих фильмов окупаются в местном прокате, выдерживая конкуренцию с тем же Голливудом. И несмотря на то что в республике всего 48 кинозалов.

Фильмы снимаются очень быстро; съемочный процесс длится не более 20 дней, в основном летом и на натуре (павильонные съемки стоят дороже). Все это можно считать недостатками, но их компенсирует то, что авторы абсолютно свободны в выборе всего — тем, героев и интонаций. Вопреки общему представлению, что якутское кино основано «на мифах и легендах», 70 процентов фильмов посвящены современности; это истории, по оценке Бурнашева, «об опыте выживания в экстремальных обстоятельствах». Местами это довольно жесткое кино, однако, замечает критик Мария Кувшинова, «я не видела в федеральном кино примеров такого гармоничного сплава социальной и экзистенциальной проблематики, такой гуманистической интонации, лишенной малейшей фальши, такого осознания важности человеческой жизни и такого смирения перед утратами». Полукустарное производство, отсутствие денег, кадров, с одной стороны, и свобода творчества, экзистенциальное наитие, прорыв в универсальное — с другой. Так родился феномен якутского кино, который, похоже, уже пора перестать считать только загадкой. Просто потому, что он все больше напоминает начало большого пути.

Алексей Васильев, Михаил Серафимов

Источник

225


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95