Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Клятва Гиппократа

Каждой из профессий соответствует определённый образ. Позитивный, негативный, нейтральный. Ростовщика, спекулянта мы связываем с обманом, жадностью, священнослужителя — с добротой, мудростью.

Если брать медиков, то мне кажется, что их мы связываем с клятвой Гиппократа. Ну вот что означает эта клятва? Что человек всегда и везде будет помогать другим? Мне кажется, что не надо даже делать какой-либо исторический экскурс, ведь важно то, что мы под этим понимаем сейчас. И это очень важно осознать.

Врачам платили всегда и везде. Если не платили, то давали «подарки». И сейчас медицина не просуществует и часа, если оттуда вывести все деньги. Врач — это профессия, овладение которой требует денег и времени. В конце концов, врачи — это члены нашего общества, которые должны жить достойно, а это возможно, только если у них будут деньги.

Весьма вероятно, что сегодняшние медицинские работники никакой клятвы не дают. А даже если дают, то вы вряд ли её слышали и видели. Но важно, как народ воспринимает само это понятие. А воспринимает он её так, что доктор обязан помочь. Даже если нет денег, документов и вообще ничего нет. Врач в данном случае — безликое существо (нет детей, эмоций, проблем), и оно обязано помочь.

Если посмотреть с другой стороны, то клятва Гиппократа — это одна из наших психологических защит от страха боли, старости и т.д. Стойкая, уверенная надежда на систему, которая не бросит умирать и терпеть боль. Систему, которая простит ваши грехи (например, то, что вы не отложили нужную сумму или не прикрепили полис), систему, которая приедет, стоит ей позвонить.

Вопрос в том, нивелировали ли деньги эту клятву? Особенно если учесть современную власть денежных знаков. Ну, вот пришёл человек зуб лечить, а у него денег нет. Вроде он и мучается, а вроде и не смертельно. Да и если каждый будет так приходить, то кто будет платить врачам? А если одним бесплатно, а другим — платно, то кто будет сортировать?

Можно пойти дальше и начать судить о том, когда и где нужно помогать людям. Ведь помощь-то нужна многим, и мы действительно многое можем сделать. Вот только где та грань, которая отделяет помощь от ущемления собственных интересов?

Самое главное — что помочь всем невозможно. И дело даже не во времени или деньгах. Проблемы у людей в головах, а лечить этот орган часто совсем невозможно. Те же врачи могут прописывать лекарства, могут даже давать их бесплатно, но совершенно не могут контролировать их приём, не могут влиять на вредные привычки пациента.

Да и тот же злополучный зуб: ну сделаете вы его бесплатно, из не очень хороших материалов, а потом он развалится. А если бы настояли на своём, то человек бы поднатужился, нашёл деньги и получил бы качественный результат.

Так что правда в данном вопросе относительна. «Хорошо» и «плохо» размыто очень серьёзно. И, помогая другим людям, мы часто делаем их слабее. Но, с другой стороны, не помогая людям, мы становимся обособленными баранами бытия. Мы перестаём быть людьми. Закрытые двери и закрытые глаза выжигают в нас всё человеческое. Здесь нет никаких правил и законов. Есть лишь один судья — ваша совесть, и надо просто научиться её слушать. Надо стать сильнее, потому что врачи все должны быть «сильнее» своих пациентов.

Но где взять столько таких «умных» и продвинутых врачей, которые будут априори сильнее своих пациентов? И можно ли привлечь их в современном обществе нищей зарплатой и низким социальным положением? Очевидно, что нет. И поэтому в обычном понимании деньги для врача — это нормально и не является больной темой. И в принципе доктора действительно могут сами лично определять, кому и сколько платить. Этого можно бояться, но, мне кажется, что это действительно была бы правильная система. Опять же, конкуренцию никто не отменял.

Но всё не так просто. Фишка в том, что раньше приход доктора — это была соответствующая сумма. Плюс-минус, конечно. Но сейчас существуют различные медицинские страховые компании, медицинские фонды, и... ситуация изменилась. Если раньше медицина была ограничена гонораром, который сможет выплатить больной и его семья, то сейчас эти цены не ограничены ничем. И возникают операции за пару жизненных зарплат человека, лекарства, которые сможет оплатить только государство, лечение, на которое можно найти деньги, только пустившись с шапкой по миру.

Каждый из нас (или большинство) никогда не будет в силах сделать выбор, который заканчивается смертью любимого нами человека. Это функция сторонних сил: природы или бога. Но когда многое можно сделать за деньги (правда, обычно за деньги можно стопроцентно купить только надежду), то именно на вас взваливается ответственность за жизнь конкретного человека. И человеку дают совершенно дикий выбор. Типа: либо продаём квартиру — и маму оставляем жить инвалидом, либо маму — в гроб. Нас заставляют сравнивать какие-то совсем несравнимые вещи. Наше мнимое всесилие нашей цивилизации взваливает на наши хрупкие плечи совсем непомерные тяжести.

Так вот, так быть не должно.

Фишка в том, что сейчас серьезно помочь (не вылечить, но помочь) можно практически любому больному. И если каждую бабушку отправить на лечение в Германию, а не лечить в поликлинике поселка Кукуево, то скорее всего ей станет лучше. Но что станет с обществом, которое всех бабушек отправляет лечиться в лучшие клиники? Правильно, оно разваливается от недостатка денег.

Однако государство не может это открыто признать. Сказать так открыто: «Ребята дохните, пожалуйста, тихо». Поэтому появляются полумеры. Это когда кого-то там по какой-то программе отправляют куда-то, а остальным, таким образом, показывают, что вообще — нельзя, но «в принципе» — можно. Что чувствуют родственники, если им явно показывают, что они что-то там не сделали, что-то там недособрали или не продали? Что они чувствуют, когда потом оказывается, что можно было помочь? Что чувствует бабушка, которой дали лекарство подешевле, но с кучей побочных эффектов, когда есть подороже, но лучше? Это гигантская этическая проблема нашего общества. Общества, где жизнь иногда можно купить за деньги.

И клятва Гиппократа теряет тут свою силу. Доктор не может помочь вам один, ему нужна вся медицинская машина, чтобы обеспечить вас лекарствами, медицинской техникой и условиями. Врач может выписывать вам только признанные лекарства, и не сможет помочь, если у вас нет на них денег или льгот. Единственное, что он может, это быть более добрым и сострадательным. И это и есть то, к чему призывает сейчас клятва Гиппократа.

Ваш Михаил Владимирович Филимонов

910


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95