Прошлый год был объявлен Годом чтения. В стране сделано многое, чтобы, возродить интерес к хорошим и добрым книгам. Год прошел, и вместе с ним практически сошли на нет программы на радио и ТВ, статьи в газетах и журналах, посвященные проблеме чтения. Неужели тема себя исчерпала? Неужели одного года достаточно, чтобы превратить зрителей в читателей? Конечно, нет.
Невозможно в одночасье перевоспитать целое поколение людей, которое предпочитает
В прошлом году мы написали, как проходила совместная акция сотрудников редакции и педагогического отряда университета МАТИ «Идем в школу с книжками». На этот раз эстафету подхватил и педагогический отряд МИСИ «Палитра» под руководством студента Антона Уртенкова.
Ребята из «Палитры» работают с детьми не один год и знают, как их увлечь. В этом я убедилась на собственном опыте, хотя давно не школьница.
— Детям должно быть интересно, — авторитетно заявили педотрядовцы. — Если они заскучают на нашей программе, результатов не будет — по доброй воле книжку в руки не возьмут. Нужно говорить с ними на их языке. Раз они привыкли воспринимать язык телевидения, этим стоит воспользоваться.
На языке ТВ
Так родилась идея провести для шестых и седьмых классов школы № 1094 настоящее ток-шоу по всем законам жанра. В телестудию (актовый зал школы) были приглашены «специальные» гости — поэты литературной студии «Ст.М» Елена Щербакова, Сергей Аксенов и Дина Ширфудинова. Ведущими стали педотрядовцы Михаил Юшин и Наталья Верещинская. Все было
Еще до начала литературного ток-шоу ребята из «Палитры» выдали детям целый арсенал веселых командных игр. Педотрядовцы начинают с них любое мероприятие, чтобы познакомиться и утихомирить аудиторию. Сначала я даже не верила, что это удастся. Четыре полноценных класса в одном актовом зале — зрелище не для слабонервных. Особенно если учесть, что дети недавно пополнили запас энергии полноценным обедом.
Хитрые школьники сразу смекнули — уроков больше не будет, и их радости, которая выражалась в толкании, возне, болтовне через три ряда сидений и хихиканью, не было конца. Даже грозные оклики учителей и их не менее красноречивые взгляды не могли помешать этому.
Однако педотрядовцы врубили модную музыку и так лихо отплясали на сцене танец собственного сочинения, что юная аудитория рты раскрыла и лишь тихонько покачивала головами в такт. Девочки даже шепотом подпевали.
Как чихает слон
Сразу после танца, не дав залу опомниться, массовики провели игру «Как чихает слон». Зал разделился на три части, каждая из которых произносила свое кодовое слово. Когда все три партии по знаку ведущих кричали вместе, получалось нечто, действительно напоминающее чих большого животного. Возможно даже слона. Школьники выпустили пар и были готовы внимать дальше.
На сцене появились ведущие. Гости программы заняли места в креслах. Поэты читали стихи, рассказывали о своем первом литературном опыте. Все участники процесса так вжились в роли, что и я была готова признать, будто нахожусь не в актовом зале школы, а на студии в Останкино.
Дети приняли все за чистую монету сразу и безоговорочно. Чинно поднимали руки и спрашивали. Громко, четко и грамотно. Гости едва успевали отвечать.
— Что нужно сделать, чтобы стать хорошим писателем? — раздался звонкий голос темноволосой девочки с третьего ряда.
—
Помогите издать книжку!
— Я тоже пишу стихи и рассказы, — признался один юный вундеркинд. — Говорят, хорошо. Как я могу напечатать их и где? В какие издательства обратиться?
Гости переглянулись.
— Вы еще… очень молоды, — нашелся Сергей Аксенов. — Нужно учиться. Попробуйте сначала найти хорошую литературную студию. Ее участники помогут вам понять, в каком направлении развиваться, что исправить, дополнить. Ведь всегда можно написать лучше. И, конечно, больше читайте. Учитесь у хороших писателей, классиков и современников.
Школьники просили гостей прочитать свои ранние произведения, «самые-самые» первые. Однако поэты, по понятным причинам, уклонялись от этой просьбы и взамен предлагали залу послушать их стихи о детстве и школьных впечатлениях. Любовная лирика наших сочинителей оказалась непонятой аудиторией — дети попросту застеснялись. Про книжки, тетрадки, маму-папу — пожалуйста, а любовь — увольте, нам еще рано.
Когда ток-шоу окончилось, педотрядовцы предложили ребятам за пятнадцать минут поставить пьесу по мотивам басен Крылова. Лучшая команда получала приз. И хотя призы в итоге получили все, актеры сражались не на жизнь, а на смерть. Придирчиво смотрели выступления противников, громко обсуждали и критиковали. На сцене не тушевались, изо всех сил старались быть лучшими. Ребята так хорошо вызубрили свои тексты, что хоть сейчас на городской конкурс чтецов. Одна наша цель уже была достигнута — знаменитые крылатые фразы и, что не менее важно, имя их автора этим классам запомнятся навсегда.
Программа длилась два с половиной часа. Дети уставать и не думали — сразу столько горящих глаз я еще никогда не видела. Зато педотрядовцы, столько времени проведшие в напряжении, друг другу не признавались, в глубине души каждый боялся провала нового шоу.
Но это был успех! Учителя и руководство школы благодарили студентов и приглашали еще. Их похвала нам особенно дорога. Ведь одно дело — обязательные программные уроки русского и литературы, и совсем другое — увлекательное литературное шоу с бодрыми и жизнерадостными молодыми людьми.
Дарья Чаликова