Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Книжная полка автора. Раз!

Цикл «Волшебные буковки». Часть девятая
 
 
 

«Прошло то время, когда все хотели быть писателями. Теперь все хотят быть сценаристами. Если кто-нибудь скажет вам «нет, я не хочу быть сценаристом» - будьте с этим парнем поосторожнее, он обманщик. Все, даже продюсеры, режиссеры и критики, которые на чем свет ругают нашу работу, на самом деле сами хотят быть сценаристами. Особенно критики. У каждого из них в ящике стола лежит недописанный сценарий...»

(Александр Молчанов)

 
 
 

Привет всем любителям волшебных буковок! Сегодня приступаем к очень объемной, интересной и полезной теме: профессиональная литература для сценаристов. Однако, мне хотелось бы затронуть книги, посвященные не только сценарному мастерству, но и в принципе писательству, творчеству и креативному подходу к жизни. Тема действительно большая и «растянется» на несколько статей. Устраивайтесь поудобнее, наливайте в кружечку какао или травяной чаёк и готовьтесь погружаться в мир волшебных буковок! Погнали!

Начнем мы наш обзор с букваря. В буквальном смысле. Да, я, конечно же, имею в виду книгу Александра Молчанова «Букварь сценариста». И я уверена, что ее действительно надо прочитать одной из первых. Почему? Да потому что это: просто, доступно, увлекательно, повествует о самых основах сценарного мастерства и кинодраматургии, плюс есть практические задания.

К тому же написано с юмором, а это всегда помогает лучше усваивать материал. Я вообще обожаю Молчанова. Очень позитивный и талантливый человек. Большой умница. Читать таких — сплошное удовольствие!

Итак. Какие темы освещает Молчанов в своей книге? Главы, кстати, названы «уроками».

Перечислим несколько для примера:

 
 
 

Урок 1. Главная тайна кино.

Урок 2. Что главное в интересном кино?

Урок 3. Как создать героя, на которого хочется быть похожим?

Урок 4. Цель героя… и так далее.

 
 
 

Чем пользуюсь лично я и очень часто? Мне безумно нравится формула Молчанова по созданию интересного героя, которая называется СТаНЦия. Я ее упоминала в своих первых статьях. Пришла пора остановиться поподробнее. Суть в следующем. У каждого героя должны быть: Сокровище, Тайна, Недостаток и Цель (отсюда название: СТаНЦия — простое мнемоническое упражнение для запоминания всех составляющих интересного персонажа в вашей истории).

Все ингредиенты данной формулы важны, за таким героем действительно будет любопытно наблюдать. Давайте коротко и по порядку о каждом пункте.

Итак, у каждого героя должно быть Сокровище. Что это? Это то, что поднимает героя над остальными персонажами. Некая его супер сила. Например, умение быстро бегать у Форреста Гампа. Далее — Тайна. Понятно, что если герой что-то скрывает от других, это делает его более притягательным. Следующий пункт: Недостаток. Как говорится в одном известном фильме: «У каждого свои недостатки!» И это замечательно! Герои с недостатками и слабыми местами становятся для зрителей более близкими и понятными. Им хочется сопереживать и сочувствовать. Ну, и последнее — это Цель. Тут все очень жестко и категорично у Молчанова. Если у героя может не быть предыдущих компонентов, то с Целью такое не прокатит. Нет цели — нет героя! И, соответственно, нет кино! И тут не поспоришь! Герой без цели — не герой. Никто за ним не будет наблюдать и сопереживать ему. В этом я полностью согласна с автором «Букваря сценариста».

Вот такая формула создания интересного персонажа представлена в книге у Александра Молчанова. Но я призываю вас прочитать эту книгу полностью. Очень полезно! Очень увлекательно! Не пожалеете! Кстати, вторая часть «Букваря сценариста» посвящена сериалам, что тоже может быть для вас полезным. Там очень много практических советов, рассматривается «кухня» написания сериалов и так далее. А в финале своей книги Молчанов пишет о правовых отношениях между сценаристами и заказчиками. Имеется в виду заключение договоров. Это, на мой взгляд, очень важный аспект нашей работы. Я убедилась, увы, на собственном опыте, что заключать договоры с заказчиками НАДО! Иначе всякие могут быть ситуации. И не всегда приятные! Заказчики — народ весьма капризный. Обидеть бедного автора, драматурга или сценариста может каждый! Так что без договоров — никуда! В общем, вы меня поняли, ребятушки! Читайте книгу, черпайте бесценные знания и вэлкам ту зе клаб любителей Молчанова.

Ну, а мы переходим ко второму нашему герою. И это Роберт Макки — американский теледраматург, преподаватель, автор знаменитого семинара по технике сочинения сценариев. И книга, которую я хотела бы вам порекомендовать, это, конечно же: «История на миллион долларов». Тоже довольно известная вещь в сценарной среде. И тоже своего рода букварь или Библия.

Что тут любопытного и интересного у Макки? Во-первых, книга позиционируется не только как литература для сценаристов. Макки замахнулся на более широкий круг читателей. И, думаю, имеет на это полное право. Эпиграфом к книге является цитата Кеннета Берка: «Истории — это средство существования». Имеется в виду, что данная литература будет полезна всем, кто хочет научиться рассказывать крутые истории. А это может быть не только в писательской или сценарной среде. Но и в сфере, например, маркетинга или науки. Модное слово «сторителлинг» придумал не Роберт Макки, но именно он, будучи преподавателем сценарного мастерства, к «рассказыванию историй» подошел системно.

Книга состоит из четырех довольно объемных частей.

 
 
 

Часть 1. Автор и искусство истории.

Часть 2. Элементы истории.

Часть 3. Структурные принципы истории.

Часть 4. Работа сценариста.

 
 
 

Повествование сопровождается отрывками из сценариев, различными схемами и табличками. Очень удобно и наглядно. Системный подход в действии. В конце книги: фильмография — очень подробная, более тридцати страниц. Пишет Макки прекрасно! Много примеров, много деталей, много интересных подробностей. Сразу видно: человек знает свое дело именно с практической точки зрения. В общем и целом, Макки — это одна из моих настольных книг. И раз в три-четыре года обязательно его перечитываю. Это ставит мои сценарные мозги на место, всё структурирует и раскладывает по полочкам. Уж что-что, а систематизировать Роберт Макки умеет! И делает это мастерски! Короче: обязательно прочитайте! Ни секунды не пожалеете. Точно говорю!

На сегодня, пожалуй, все. Очень хотелось написать про книгу Уильяма Индика «Психология для сценаристов». Обожаю ее. Это прям вишенка на торте была бы.

НО.

Сценарист я или где? (ехидный смех за кадром)

Надо же сделать клиффхэнгер на следующую статью.

К тому же: материала на сегодня уже вполне достаточно.

К тому же: вам пора бежать в книжный за Молчановым и Макки!

К тому же: вам нужно время, чтобы их прочитать!

Так что до встречи, ребятушки! Пишите, учитесь новому, и не забывайте заглядывать к нам в пространство волшебных буковок.

До связи!

Татьяна Голюнова

192


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95