Историческая эпоха, перевернувшая все основы мировоззрения и представления человека о самом себе, — это, безусловно, эпоха Возрождения.
В период Средневековья у европейца были, мягко говоря, скромные представления о своей сущности. Причиной этого принято считать религиозное мировоззрение и основанную на нём феодальную мораль. Историков удивляет факт возникновения политического, социального и философского сознания, приветствовавшего монархию и подчинение после заката античной греко-римской цивилизации. Сами греки и римляне поразительно далеко продвинулись в цивилизационном и политическом плане.
На обломках цивилизации, принёсшей миру ораторское искусство и театр, гигиену и философию, демократическое и республиканское правление, родилась мрачная средневековая Европа. В христианстве того времени считалось, что человек — это песчинка в Божьем мире, и он ничего не решает.
Человек прибывает на землю, чтобы испытать земные муки по воле Божьей.
После смерти Бог должен быть вознаградить праведника и наказать грешника.
При этом вся жизнь человека на земле была расписана заранее, и сам человек не мог на неё повлиять.
С такими представлениями люди жили в течение веков.
Этим, надо сказать, пользовались господствовавшие в тогдашнем европейском обществе феодалы. Существовали весьма жестокие по современным понятиям законы, закрепощавшие "низы" под властью "верхов".
Существовало крепостное право и право первой ночи. Крестьянка, вышедшая замуж, в первую ночь доставалась своему хозяину — феодалу.
Все эти законы не могли бы существовать, если бы человек не был о себе столь низкого мнения.
Лишь в конце тринадцатого и четырнадцатом веке положение вещей стало очень медленно меняться. Началось Раннее Возрождение, или, как предпочитают говорить учёные, Проторенессанс.
Талантливый живописец Джотто встал у истоков Возрождения, зародив в своем творчестве первоначальные идеи и подходы. Одним из первых Джотто стал обращать своё внимание на человека, его мысли и переживания, отображая их на своих картинах.
В то время не было принято подробно вырисовывать черты человеческого лица, складки, морщины, физиономии — считалось, что это ни к чему.
В искусстве господствовали византийский и готический подходы, которые не уделяли человеческой личности особого внимания.
Разумеется, большее влияние на формирование идеологического базиса Возрождения оказали писатели. Данте Алигьери, Франческо Петрарка были знатоками культуры Древней Греции и Рима, и именно они в своих произведениях предпринимают первые попытки погрузиться во внутренний мир человека и раскрыть его.
В более поздние времена в жарких спорах и желании совместить античные идеалы и христианские каноны окончательно формируется интеллектуальная платформа Возрождения — гуманизм.
Именно эта идеология сделала современный мир возможным, так как она позволила взглянуть на человека как на абсолют, венец творения, способный на всё.
Без гуманизма не было бы ни научно-технического развития, ни политического прогресса. Развитие человека и его способностей стало возможно только тогда, когда сам человек посчитал себя способным на всё это.
Возрождение проявило себя во всём — в архитектуре, литературе, живописи и многом другом. И во всех этих видах искусства апологеты Возрождения стремились к абсолюту.
Хочется, чтобы каждый из нас и теперь в своём деле стремился к абсолюту, ведь каждый из нас — человек, способный на всё.
Да-да, как любит повторять Владимир Владимирович Шахиджанян:
Человек — это возможность.
Олег Зверев