Он — популярный народный артист. Сыграл в ста фильмах, среди которых «Пакет», «Интервенция», «Бумбараш», «Единственная», «Хозяин тайги», «Человек с аккордеоном», «Участок», «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Птицы небесные», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил».
Более 40 лет работает в Театре на Таганке. Его роли в спектаклях «Добрый человек из Сезуана», «Живой», «Моцарт и Сальери», «Доктор Живаго», «Театральный роман», «Владимир Высоцкий», «Шарашка», «До и после», «Медея» не могут оставить зрителей равнодушными.
А еще он — член Союза писателей Москвы, выпустивший книги художественной прозы «Дребезги», «Пляши, брат, — где-нибудь играют» и более десяти дневниковых томов: «Артистом быть… и стать писателем», «На развалинах личной жизни», «Вахты Моцарта и Принца», «Таганский дневник», «Секреты Высоцкого» и другие.
Как же рождаются его многочисленные творческие замыслы?
Об этом с Валерием ЗОЛОТУХИНЫМ беседует поэтесса Нина Краснова.
Очень личное
— Валерий Сергеевич, у людей публичных профессий личное становится достоянием публики. Недавно сделан документальный фильм «Очень личное». Это, пожалуй, самая достоверная лента о вас, вашем творческом пути. И все же вопросы остаются… Вы привыкли к этому? Или к этому нельзя привыкнуть?
— После того, как актриса Ирина Линдт родила от меня сына Ваню, мы стали мишенью для журналистов. В этом, конечно, нет ничего хорошего. В фильме «Очень личное» выбран такой вектор: женщины в моей жизни. Слава Богу, авторы фильма не до всего докопались… Когда ты со всей откровенностью говоришь о своей любви к
— Вы считаете, каждая новая страсть сильнее предыдущей?
—
— Со студенческой скамьи ГИТИСа вы ведете дневники. С 2002 года они появились в виде книг. Но, похоже, именно эти страницы творчества менее всего интересуют ваших близких?..
— Им не хочется знать того, что может задеть, нарушить покой.
Не только жена, но и многие друзья не читают моих дневников. Тоже понимают, что могут там прочитать
Когда мы
Вообще что это такое — правда?
Твое представление о
В дневнике зафиксированы трагические изломы судьбы, болезни и страдания, ссоры, измены и прочее…
— Любовь не бывает только солнечная, безоблачная…
— Да, моя жена многое пережила… Кстати… Сейчас позвоню ей…
(Звонит по мобильному жене, рассказывает о сегодняшних делах).
Двуликий Городничий
— Валерий Сергеевич, вы мало бываете дома. Все время разъезжаете по стране туда-сюда, выступаете в разных городах. Москва — Барнаул — Киев… Например, в калужском драмтеатре вы играете Городничего в «Ревизоре». Мне довелось быть на премьере, стать очевидцем феноменального приема спектакля зрителями. Это было два года назад. Спектакль все еще идет?
— Да, конечно! Но теперь он еще идет и в Молодежном театре Барнаула. В Калуге «Ревизора» ставил Плетнев, в Барнауле — Черпин, молодой режиссер из Ленинграда.
У меня в работе над ролью Городничего в Барнауле была своя трудность, цеховая. Мне дорог мой спектакль в Калуге, и дорог тот образ Городничего, который я там создал. В спектакле для земляков я не хотел копировать, повторять самого себя. Мне надо было сделать
Решил ввести в речь Городничего малоросское произношение буквы «г», а с ним и соответствующий колорит. Стал акцентировать голосом в тексте Городничего все буквы «г». А текст у него огромен. И мне нигде ни разу нельзя ошибиться.
Например, в одной фразе: «инкогнито из Петербурга» — два гэ. Понимаешь, да? И я должен следить за тем, чтобы во всех словах, где есть буква «г», она звучала
— Успех премьеры «Ревизора» в Барнауле (как и раньше в Калуге) был очевиден, и он был обеспечен во многом благодаря вам…
— Прежде всего все мы, зрители и артисты, обязаны Николаю Васильевичу Гоголю…
О Живаго
— Доктор Юрий Живаго в спектакле по роману Пастернака говорит: «Какое счастье — с утра до ночи работать на себя и на свою семью, строить, создавать свой мир…».
— Конечно! Это подхлестывает тебя и в творчестве, и в искусстве, и во всем, не дает тебе расслабиться, стимулирует тебя… А если сваливать все на то, что «ой, у меня столько детей, столько жен, столько внуков, что мне некогда писать…», ну значит — тебе и нечего писать, ну значит — тебе и не стоит писать. Напишешь и сыграешь все, что хочешь, несмотря ни на что, если тебе это суждено. А если нет, не сделаешь ничего, даже если у тебя не будет ни детей, ни жен, ни внуков… и даже если тебе ничто не будет мешать, и у тебя будут все условия для творчества.
— Но когда в ваших дневниках читаешь: «ем на ходу, сплю стоя»… — невольно думаешь, что надо же вам иногда и отдыхать, чтобы вам же лучше работалось, нельзя жить все время в таком бешеном ритме, в каком живете вы, так можно загнать себя, как «заюшка» в «Докторе Живаго» на Таганке бегает по белу свету и загоняет сам себя.
— Надо находить время для передышек…
Творческие встречи
— У вас нередко бывают творческие встречи. Тогда вы читаете стихи, поете песни…
— Когда я был студентом ГИТИСа, ходил на литературные концерты — слушал художественное чтение поэзии и прозы в исполнении таких мастеров, как Сомов, Журавлев, Смоленский… Был еще и Яхонтов, но я его не застал, к сожалению.
Слово звучащее, чисто литературное, сейчас с эстрады
…Однажды меня пригласили в Самару, я там читал «Анну Снегину» Сергея Есенина.
— В Самаре это было со старинными русскими народными песнями?
— Да. Такой литературно-музыкальный спектакль. А во втором отделении я читал стихи Есенина, Высоцкого. Ну и, конечно, пел разные песни из своего репертуара на стихи Высоцкого, Северянина. Публика всегда просит меня спеть что-нибудь. И не бывает такого, чтобы я вышел на сцену, на эстраду и ничего не спел, такое невозможно.
—
— Александр Сергеевич Пушкин тоже все время думал, как обеспечить свою семью. Влезал в долги
Пожалуйста, заботься о своем творчестве, пожалуйста, пиши, играй, но и о своих родных и близких заботься. Тем более, если родных, близких и дорогих тебе людей у тебя особенно много, и детей, и внуков, и жен. Да это счастье, что есть такая забота, что приходится заботиться о них.
Золотая рыбка
— А еще вы с успехом выступали весной в музее Пушкина, читали там «Сказку о рыбаке и рыбке».
— Это была идея режиссера Андрея Беркутова — чтобы я выступил там с этой сказкой, прочитал ее со сцены. И я читал. Я не рядился в деда, в бабку и в золотую рыбку, не играл их по ролям, один во всех лицах. Я противник того, чтобы рядиться в этих персонажей. И Андрей Беркутов тоже. Там, в музее, на стенах висят картинки, на которых есть все эти персонажи. Но я не играл их. Потому что в этой сказке главное — вообще не дед и не бабка, а вопрос золотой рыбки: «Чего тебе надобно, старче?» Понимаешь, да? Это Пушкин задает вопрос самому себе. Или я, Валерий Сергеевич Золотухин, задаю его самому себе.
Этот вопрос может задать самому себе и кому угодно каждый человек. И глубоко задуматься над ним.
В музее со мной выступала Ирина Линдт. Пела романсы на стихи Пушкина, причем все — мужские: «Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье», «Цветок засохший, безуханный»… Это чистый Александр Сергеевич Пушкин. Я подпевал ей. Потом она танцевала фламенко…
Пушкин со школьной поры идет со мной по жизни, и я всю жизнь несу его в себе. И потому творческий проект, о котором я говорю, для меня очень дорог, это для меня
Еще о дневнике
— Какую тетрадь дневника вы сейчас пишете?
—
— К тому же у вас это хорошо получается, как у некрасовского коробейника в песне «Уж полным-полна моя коробушка».
— Книги мои спасали меня в самые голодные, в самые паскудные времена. И сейчас они помогают мне жить. И потом… у меня есть свой рынок, место, где я продаю их: Театр на Таганке, а теперь еще и ЦДКЖ, то есть своя крыша.
— В спектакле по «Медее» Еврипида на Таганке вы играете царя Креонта. И устами его говорите одну очень хорошую фразу, как бы о самом себе: я не рожден тираном.
—
— А бывало, что на сцене вы испытывали чувства более сильные и более натуральные, чем в жизни? В «Докторе Живаго», например, по своей роли вы бесподобно проявляете свою любовь к Ларе… Так могло быть в жизни?
— Когда играешь в спектакле или в фильме, сообразуешь свои чувства буквально со всеми теми, которые испытываешь или испытывал в жизни… и невольно воскрешаешь в памяти, в себе, на уровне подсознания, нечто подобное тому, что происходит на сцене и что было с тобой в жизни. Тогда лучше, искреннее и убедительнее играется.
О прозе
— В вашей давней повести «Дребезги» молодой человек, который хочет стать артистом и завтра должен ехать в Москву поступать в театральное училище, лежит у себя дома и слушает, как мать плачет над ним: не хочет отпускать.
— Он только делает вид, что спит, а сам слушает и старается запомнить все, что она испытывает. Силится запомнить все слова и интонации, понимая, что это потом может пригодиться ему как артисту. И ему уже неважно — мать плачет или не мать, ему важно усвоить, как она плачет, чтобы потом использовать это в своем искусстве…
— Это черствость, жестокость, приобретение опыта?..
— Мать плачет, а ему хочется, чтобы она подольше плакала…
В любом другом случае это проявление крайнего эгоизма и жестокости. Но для будущего артиста — это накопление эмоций, чувств, опыта.
Это относится к области технологии в работе артиста, да и писателя. И поэтому, если тебе
О любви
— Читала, что вы уезжая в Киев на выступление, оставили жене Тамаре такую записку: брак убивает чувства (как это считается), но наш с тобой брак восстанавливает их… Тамара позвонила вам в Киев и сказала, что вы очень хорошую записку ей написали.
— У нас с Тамарой есть такой обычай: допустим, если я ухожу из дома рано утром, когда она еще спит, я пишу ей в специальной тетради, куда и зачем я поехал, и
Считается, что брак убивает любовь. В