Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Коллективное сознательное

Банки знаний приближают нас к высшей стадии эволюции

Хотя конец света пока нам не светит, мы уже вступили в информационную эпоху, в которой машины и интеллектуальные системы начинают занимать главенствующие позиции. Но в этом нет никакой угрозы: лишь помощь, вступление в ноосферу и начало жизни в развитом информационном обществе.

Редакция сайта 1001

 

Банки знаний — это неотъемлемый элемент интеллектуальных систем. Они помогают решать творческие задачи: никаких уравнений, только те знания, которые хранятся в памяти базы знаний и данных. Помимо последних звеньев цепь система содержит механизм вывода решений и интеллектуальный интерфейс. В народе интеллектуальные системы иногда называют «искусственным интеллектом», так как они работают без участия человека.

Банк знаний породил экспертные системы, которые в сложной ситуации могут заменить специалиста и сгенерировать решение задачи. Первые экспертные системы, созданные ученым Семеном Корсаковым еще в 1832 году, например, содержали медицинские данные. По заданным условиям — симптомы и жалобы пациента — этот первый «искусственный интеллект» мог поставить диагноз и назначить медикаменты, необходимые для лечения.

Экспертные и интеллектуальные системы — это коллекция логических рассуждений и выводов, которые делают эксперты, специалисты, ученые, опытные менеджеры в тех или иных ситуациях. Нет никакой эмоциональной составляющей или человеческого фактора. Машина агрегирует исключительно рациональные и логические схемы, на основе которых принимает наиболее правильное решение.

Можно заключить, что банки знаний — это и есть разум всех искусственных интеллектов. Примерно такая база и была сконструирована в черепушке Терминатора для того, чтобы он смог выживать в 80-х годах 20 века и взаимодействовать с людьми. Так из чего же состоит и как работают так называемые data base («базы данных») или knowledge base («базы знаний»)?

Во-первых, определим, что в этом контексте значат слова данные и знания. Данные — это цифры, факты, понятия, которые характеризуют объект, процесс и какое-либо явление. Все объекты, процессы и явления делятся на предметные области. Эксперт или специалист конкретной предметной области размещает информацию и предлагает решения для проблем именно его сферы профессиональных интересов.

Знания же не существуют сами по себе. Они основаны на данных, выявленных на практике. Каждое знание — это закономерность какой-либо предметной области. Это некие связки, системы, принципы работы, которые уже были выявлены специалистами в ходе работы.

Во-вторых, банк знаний содержит только хорошо структурированные данные и создается простыми пользователями или специалистами, которые любезно делятся приобретенными знаниями. Они закладывают в базу правила анализа информации, конкретные факты, кейсы и набор инструкций и руководств к действию. Система должна сопоставить факты и условия, проанализировать все данные и подобрать максимально корректные инструкции для человека, ищущего решение.

Банк знаний — это не хаотичная система, которая работает по мере пополнения данных пользователями и поступления запросов. У этой базы есть множество принципов, которые обеспечивают ее полноценное и качественное функционирование.

Например, данные должны находиться легко. Обязательно должны быть различные способы доступа, формулировки проблемы, система обязана быть крайне гибкой. Данные должны быть универсальны и полезны в различных ситуациях. Скорость обработки запросов всегда очень высокая. Все данные и знания, загруженные экспертами и специалистами, тщательно проверяются, синхронизируются, адаптируются, выстраиваются в семантические цепочки. К тому же банк знаний должен регулярно обновляться и пополняться. При этом ранее существующие факты и наблюдения не уничтожаются, а дополняются.

Сейчас вы должны были осознать, насколько же сложно работала голова Арни Шварцнегера. Чтобы просто ответить на ваше приветствие, искусственный интеллект Терминатора просматривал сотни тысяч предложенных данных и решений, выбирая наиболее подходящее. Но как мы помним, иногда он выдавал что-то невпопад. Это свидетельствует о том, что банк знаний может ошибиться и предложить вам рациональное решение, которое не окажется применимым на практике. Но интеллектуальные, экспертные системы постоянно совершенствуются и пополняются.

Что случится, когда все эксперты и специалисты мира объединятся, придут к консенсусу и загрузят все свои профессиональные навыки, наблюдения, факты, решения задач и выходы из проблем в банк знаний? С одной стороны, может показаться, что все эти люди разом останутся без работы. На самом деле это не так. Новые данные и новые проблемы будут поступать всегда. Каждая предметная область, существующая на сегодняшний день, продолжает развиваться и разрастаться, пополняясь новыми понятиями и фактами. И происходит это благодаря людям, а не базам данных. Мы не сможем отказаться от человеческого фактора, эмоциональной составляющей. А учиться и совершенствоваться самостоятельно интеллектуальные системы и экспертные системы полноценно пока не умеют.

Но миллионы простых служащих, менеджеров средней руки, обычных рабочих, студентов, школьников и даже ученых смогут решать свои проблемы, развиваться, улучшать уровень своих знаний и благосостояние, расширять кругозор.

Ни у кого не возникает сомнений, что приобретенный дом, автомобиль или выплаченная зарплата — это ваша собственность. Но так ли это, когда мы говорим об информации и знаниях? Наверняка вы видели огромное количество шуток о том, что во второй половине ХХ века ученые прогнозировали невероятное развитие человеческого разума, ведь каждый индивидуум мог бы через глобальную информационную сеть читать любые книги, статьи, смотреть любые фильмы, спектакли, учить языки, общаться, делиться самым ценным и полезным. А мы же с вами смотрим картинки с котиками и сплетничаем с друзьями.

Базы данных помогут нам трансформироваться в информационное общество, которого достойна нынешняя эпоха технологий, а все жаждущие и страждущие знаний смогут получить к ним доступ. Появится шанс достичь высшей стадии эволюции, разумная человеческая деятельность станет решающим фактором развития. Наступит эра разума.

Софья Бронтвейн  

Источник

743


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95