Глава Минобрнауки Ольга Васильева рассказала участникам Всероссийской научно-практической конференции «Система психологического сопровождения образования» о том, что собирается поменять в отечественной системе образования в ближайшее время. Новшества коснутся болезненных для общества вопросов.
Приход в Минобрнауки Ольги Васильевой ознаменовал конец эпохи либеральных реформ в образовании и откат от самых радикальных идей. Хорошо это или плохо?
Первой ласточкой, как уже писал «МК», стало решение нового министра вернуть в школу воспитательный процесс, а с ним и обязательный общественно полезный труд учащихся, изгнанные оттуда в постсоветские времена по идеологическим причинам. Второй — намерение вернуть школьных психологов, изгнанных затем по причинам экономическим.
— Перед нынешней российской школой возникли многочисленные новые риски: агрессивная информационная среда, мультикультурное разнообразие, угроза терроризма и экстремизма и многое другое, — заявила она. — Все это ставит перед психологическим сопровождением образования новые, более сложные задачи. Между тем из системы образования активно вымываются психологи. Именно по ним нормативно-подушевое финансирование учебных заведений ударило больнее всего, и именно их уволили из школ одними из первых! В итоге на одного такого специалиста сейчас приходится по 1,5-2 тыс. детей. А это недопустимо.
Сам факт, что глава Минобрнауки со вкусом пнула принцип нормативно-подушевого финансирования, раскритикованный большинством участников образовательного процесса и ранее поддерживаемый в основном чиновниками от образования (его суть, в отличие от старой системы, — выделение бюджетных средств не образовательной организации как таковой, а по числу посещающих ее детей), говорит о серьезной смене курса. Экономика, по крайней мере официально, уже не является главной осью системы образования. И это не может не радовать.
Более того, по ее словам, настало время оценить потребности регионов в кадрах психологов. А сделав это, уже на будущий год увеличить бюджетный набор в вузы. При этом квалификация специалиста этого профиля должна быть столь высокой, а цена его ошибки так велика, что учить на психолога в четырехлетнем бакалавриате — просто нонсенс. Так что для них будет установлено непрерывное пятилетнее обучения в специалитете. И это может оказаться прологом к более масштабным переменам.
Пассаж из выступления ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего о слишком поспешном и непродуманном введении в России Болонской системы (4 года бакалавриата плюс два года магистратуры вместе традиционного для нашей страны пятилетнего высшего образования) был встречен Васильевой с таким одобрением, что можно предположить: одним лишь психологическим направлением отказ от бакалавриата в пользу специалитета при новом министре дело не ограничится.
Боюсь, конечно, сглазить, но неужто и у нас появился шанс перезапустить «болонские процессы», организовав их так, как они идут в Европе, откуда мы их некогда и скопировали? Неужто мы наконец-то уйдем от тотального принуждения к бакалавриации «сверху» вся и всех, независимо от ее целесообразности, и оставим это решение за вузами, исходя из здравого смысла?
Впрочем, об этом пока речи не идет. А вот закон, санкционирующий оказание психологической помощи ребенку лишь с письменного согласия родителей, скоро будет отменен. Психолог сможет работать со школьником, даже если его родители не видят в этом необходимости (в первую очередь, подчеркивают в министерстве, речь идет о неблагополучных семьях, где родители на этот счет, как известно, не заморачиваются). А это поможет бороться с проблемами, пока они еще не сильно запущены.
Благосклонно в новом министерстве выслушали и речи президента Российской академии образования Людмилы Вербицкой о «недопустимости положения, чтобы в каждой школе не было не только психолога, но и врача с медсестрой». Неужто контрреформа образования вернет нам и школьную медицину? Впрочем, это, наверное, уж слишком хорошо, чтобы быть правдой
Марина Лемуткина