Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Короли “шашечек”

В прошлом выпуске «Московского городового» от 9 февраля мы опубликовали материал о том, как корреспондент «МК» учился в школе столичных таксистов и стал одним из них. Сегодня мы продолжаем рассказ о буднях столичных «бомбил в законе».

Первый день настоящей работы. Сегодня я полноценно выхожу на линию для зарабатывания денег. Передо мной целый город. Куда же податься? Из разговоров с водителями в таксопарке я узнал несколько мест, на которых лучше всего ловить заказы. Во-первых, потому, что там устойчивый прием рации, во-вторых, потому что от них быстро можно добраться до мест с большим количеством выгодных заказов (аэропорты, центр).

В составленном списке оказались совершенно разные места. Туда попала и улица Косыгина (смотровая площадка МГУ), очень популярное место среди столичных перевозчиков. И такая хитрая точка, как верхний ярус парковки супермаркета в Химках. Дело в том, что на этой стоянке хорошо ждать заказы в аэропорт «Шереметьево» — и недалеко, и рация устойчиво берет сигнал.

Однако для начала я решил работать не по списку, а поехать в аэропорт, благо наш таксопарк является официальным перевозчиком в «Домодедово». В правилах работы с аэровокзалом, которые мне разъяснили в офисе, машина обязательно должна быть чистой, вне зависимости от погоды. Несмотря на то что вчера я доехал лишь от парка до дома, автомобиль был заляпан вусмерть. Делать нечего, поеду опять в офис — там у нас бесплатная мойка.

Опуская подробности, скажу, что на дорогу от дома до парка, а потом до аэропорта у меня ушло четыре часа. В конце концов я начал просто звереть. Мне вспоминались слышанные фразы типа: «Машина — это моя капсула, где никто не толкается». В тот момент я успел искренне возненавидеть мою «капсулу».

Наконец-то добрался до аэропорта. А вот и клиент.

— Гостиница «Салют».

Ну вот оно. Я же понятия не имею, где находится этот отель.

— А где она?

— Около «Юго-Западной».

Пронесло. Дорогу туда я знаю отлично. Поехали.

По дороге мы разговорились. Я рассказал пассажирам, что работаю в «МК», рассказал про школу таксистов. Потом мы заговорили о политике, о проблемах миграции...

Неожиданно на МКАДе у меня опять закончилась омывающая жидкость. По счастью, жидкой грязи от машин летело столько, что я ухитрялся обходиться только ей. Видно было все равно плохо, так как «дворники» отвратительно чистили.

— Первый раз меня везет приятный, вежливый столичный таксист, — сказал мне пассажир, когда я его высадил.

Приятно, черт побери.

Пока я вез пассажиров из аэропорта, моя «ласточка» подбросила мне еще один неприятный сюрприз: начала заедать педаль газа. Надо сказать, очень неприятное ощущение, когда машина начинает разгоняться без твоего участия. Я сделал вид, что ничего не происходит, дабы не нервировать пассажиров. Дальше приходилось ездить очень аккуратно, постоянно чуть нажимая и отпуская акселератор для проверки заедания.

Вообще, плохое состояние выдаваемых автомобилей — это целая проблема столичного такси. В разговоре с одним из таксистов я узнал, что во многих парках водителям приходится платить механикам, чтобы им дали машину получше. Ладно бы, если дело заканчивалось просто автомобилями. Таксистам приходится башлять, чтобы им меняли сломавшиеся детали. Иначе новые комплектующие приходится покупать за свой счет.

— Я три сезона ездил на абсолютно лысой резине, — рассказал мне мой собеседник-таксист, — и менять ее никто не собирался. Только за свой счет. Да у меня даже сиденья драные были, а начальство это не волновало.

Многие водители, которые работают на автомобилях с механическими счетчиками, устанавливают на них специальные устройства, в результате чего пассажиру в конце поездки приходится отдавать денег больше, нежели он должен. Рядом с таким безобразием даже усиленная рация, создающая помехи остальным, выглядит невинно.

Клиент всегда прав

Размышляя о нелегкой судьбе таксистов и плохой технике, я отправился работать дальше. Стою на Полковой улице. Это любимое тусовочное место водителей нашего таксопарка. Во-первых, здесь всегда хороший прием рации, во-вторых, рядом находится много корпоративных клиентов, да и до центра недалеко.

— На 8.45, Петровский бульвар, дом 5, напротив вывеска: «Корчма «Тарас Бульба», — говорит рация. — Везти на улицу Паперника.

Бульварное кольцо. Ага, это недалеко, да и времени еще час.

— 732, беру заказ на 8.45, Петровский бульвар.

— Вас поняли, 732.

Теперь быстренько начинаю смотреть по карте, как лучше доехать. На изучение всего маршрута уходит минут пять. Поплутать придется знатно, но ничего: глаза боятся, руки делают. Движение идет неравномерно. Из пробок на Садовом и Третьем кольце выскакиваю на пустые улицы и мчусь до следующей пробки. Доехал всего минут за 35. Отлично. Надо сообщить диспетчеру, что я на месте, но увы и ах — рация здесь не берет.

— Диспетчер, диспетчер, 732, я на месте...

Нет ответа. Придется звонить им по телефону. Через 10 минут разбирательств с диспетчерской к машине подбегает дядечка в свитере. Это он заказывал такси.

— Подождите еще пару минут. Сейчас...

Спустя немного времени он подводит к машине мадам колоссальных размеров и не менее колоссального опьянения. Со страшными трудами он усаживает пассажирку на переднее сиденье.

— Этих денег хватит? — спрашивает дядя в свитере и сует в окошко 1200 рублей. — Отвезите ее, ради бога, домой, куда она скажет.

Поездка будет стоить раза в два меньше, чем он мне дал, но не отказываться же. Выяснить, где живет пьяная клиентка, удалось не сразу. Она несколько раз порывалась выйти из автомобиля и догнать мужчину, который ее посадил. Но в конце концов мы все-таки поехали.

— Ах, зачем он поцеловал меня?! Что же он делает со мной? Негодяй!..

Подобные несвязные речи продолжались почти всю поездку. Периодически мадам начинала что-то шептать. Обращалась она ко мне или к вымышленному собеседнику, я не понял. Пока мы ехали по центру и проезжали мимо какой-нибудь церкви или известного здания, пассажирка начинала шепотом рассказывать, какие воспоминания у нее связаны с этими местами.

В конце тоже не обошлось без приключений. Когда я довез клиентку до дома, она не нашла у себя какого-то пакета с подарком, пока пассажирка звонила туда, откуда я ее забрал, мне пришлось по ее требованию облазить всю машину в поисках пропажи. В итоге выяснилось, что мадам все-таки забыла пакет в месте отправления.

Надо доложить диспетчеру об окончании поездки. Впрочем, время подходит к вечеру и, как и говорили опытные водители, обычные рации перестают «ловить» из-за помех. Делать нечего, придется докладываться по телефону.

Таксистские сказки

Случаются в таксистском промысле и забавные случаи. Один таксист из нашего парка рассказал мне об одном инциденте, произошедшем пару лет назад.

В диспетчерскую поступил заказ: забрать человека от ресторана. Клиента звали Вадим, отвезти его надо было в Печатники. Таксист взял заказ и отправился на место. Когда машина подъехала, к ней подошел пассажир.

— Вадим? — спросил водитель.

— Да.

— В Печатники?

— Да, — ответил удивленно пассажир.

Клиент забрался на заднее сиденье, и автомобиль поехал. Через пять минут диспетчер недовольно звонит водителю и спрашивает, где тот. Водитель, ничего не подозревая, говорит, что заказчика он уже взял и везет его на место.

Выяснилось, что в машину сел другой Вадим, которому совершенно случайно нужно было в то же место. Делать нечего, водитель развернулся и поехал назад. Выполнение заказа — первоочередная цель. Подобные оплошности не могут этого изменить. Кончилось все хорошо. Вадимы посмеялись и не возражали, чтобы их вдвоем отвезли на одной машине, благо ехать примерно в одно и то же место.

Или вот еще случай. Необходимо было забрать из офиса в центре города одного корпоративного клиента. Машина приезжает вовремя ко входу в большое офисное здание. К тротуару подходит богато одетый бизнесмен с несколькими помощниками. Те начинают загружать в машину вещи клиента. Водитель немного оробел и сидел, не вылезая из машины и смотря прямо вперед. Таксопарк не впервые перевозил этого пассажира, маршрут был известен: нужно было ехать на Рублевку.

Хлопнула дверь, и таксист, не оборачиваясь, трогается с места и едет. Корпоративные правила предписывают, чтобы водитель не разговаривал с пассажирами без их желания, тем более клиент такой важный. Вся поездка прошла в молчании.

Когда автомобиль добрался до места, таксист обернулся и увидел, что сзади, кроме чемоданов, никого нет.

— Диспетчерская, я потерял клиента! — сообщил он.

В итоге выяснилось, что пассажир не успел сесть в машину, и такси уехало без него. Клиент добрался до дома уже с другим водителем.

А эту ретроисторию поведал мне старый работник нашего таксопарка. Все описываемые события произошли еще в 80-х годах прошлого века. В парке, куда попал рассказчик после окончания МАДИ, работала водителем такси девушка по имени Лена. Была она молода, стройна и настолько хороша собой, что мужики парка впадали в ступор при встрече с ней.

В те годы женщин-таксистов в Москве можно было пересчитать по пальцам. В массе своей это были крупные дамы, часто с мужественными чертами лица, и почти всегда в возрасте. Леночка была не такая — просто вне конкуренции. И работала она просто стахановскими темпами. План по выручке сдавала каждую смену, ровно 56 рублей 10 копеек, аккурат 102%, не больше и не меньше.

Все хорошо, но была одна проблема: привозя план, женщина ни разу не проехала больше половины нормативного пробега. Получалось, что план делался на простое в ожидании клиента! Проработала она в парке около года, а потом неожиданно вышла замуж за западного немца и благополучно уехала с ним за кордон.

Уехала, а клиентов своих никому не отдала. Какие деньги ей работники парка ни сулили, не раскрыла таксистка клиентов. А пассажиры у нее, похоже, солидные были, план ведь каждый раз привозила.

Механик колонны замучился счетчик крутить. Ну не объяснишь же всем, что машина каждый раз план на простое делает. Лишь года три спустя, да и то случайно, стало известно «ноу-хау» предприимчивой красавицы. Была она очень успешной валютной проституткой, работала в «Интуристе» на Тверской. Секса, а значит, и проституции, у нас в стране не было, а вот тунеядство еще как было. Девочек валютных по этой статье и прессовали.

А таксистка вон что придумала... Согласитесь, одно дело проникать в «Интурист», отстегивая стукачам-швейцарам да дежурным по этажу. И совершенно иное — приехать в этот же «Интурист» водителем такси за клиентом и... увезти его на съемную квартиру.

К сожалению, далеко не всегда работа таксиста такая забавная и безобидная. Существует множество случаев нападения и грабежа водителей такси. А многие истории заканчиваются только сводками МВД, что в таком-то лесу обнаружено тело водителя, и никто не расскажет, как это было и кто это сделал.

«Мертвые точки» для такси

Несмотря на то что в столице работает множество официальных, законных таксистов и таксопарков, для них существуют места, где присутствие их, мягко говоря, нежелательно. Взять те же аэропорты. Попасть туда человеку со стороны невозможно. Работать там могут только компании, заключившие договор. Но это еще более или менее объяснимо корпоративной политикой воздушных ворот столицы. К перевозкам допускаются только официальные, зарегистрированные перевозчики. А оплата взимается централизованно, в зависимости от дальности поездки.

Однако на той же Комсомольской площади действуют уже не деловые правила, а криминальные. Вся территория около трех вокзалов контролируется мафией. И влезть в этот мир сложнее, чем проехать по улице, по которой вот-вот должен пронестись кортеж с президентом.

Если таксист со стороны попробует оставить свою машину перед одним из вокзалов, то в самом лучшем случае ему просто дадут по зубам. Скорее же всего наивному водителю проколют все четыре колеса. И можно быть абсолютно уверенным, что ни одного свидетеля не окажется.

«МК» решил выяснить, почему с подобным порядком у нас мирятся и планируется ли сделать что-нибудь для упорядочения рынка такси около вокзалов.

— Мы знаем о криминализации перевозок на Комсомольской площади, — рассказала «МК» пресс-секретарь Департамента транспорта и связи столицы Елена Крылова. — Нам удалось избавиться от нелегальных междугородних автобусных остановок. К сожалению, разобраться с такси мы не можем, так как прилегающая к вокзалам земля перешла в ведение РЖД.

Мы обратились к начальнику сектора коммуникаций дирекции железнодорожных вокзалов РЖД Дмитрию Писаренко.

— По соглашению с московским правительством, — подтвердил он, — в июне 2009 года привокзальная территория, и площадь в том числе, перешла под управление РЖД. Но пока все процедуры окончательно не улажены, приступать к активным действиям мы не можем.

Г-н Писаренко рассказал, что железнодорожники знают о процветающей теневой индустрии такси на площади трех вокзалов и намерены противодействовать ей. В частности, в ближайшее время там установят стационарный пост милиции, куда можно будет жаловаться на противоправные действия.

— Мы прекрасно понимаем, что установкой поста все исправить не удастся, — говорит представитель РЖД, — поэтому мы также будем использовать экономические методы воздействия. Взять, к примеру, Курский вокзал. Там с успехом действует так называемое «РЖД-Такси». Это несколько официальных перевозчиков, выигравших наш конкурс. Их автомобили стоят на специальной парковке, находящейся на первой линии перед выходом. Заказы распределяются через стойку такси в здании вокзала, а стоимость зависит от дальности поездки. Мы не допустим повторения случаев, когда нечестные «бомбилы» отвозили приезжих с Курского вокзала до Комсомольской площади за три тысячи рублей, пользуясь неосведомленностью пассажиров. Понятно, что там ехать всего ничего. Но уж если клиент не хочет пользоваться услугами официальных перевозчиков, он может обратиться к частникам. Насильно их пока никто не прогоняет.

По словам Дмитрия Писаренко, проект удачно стартовал не с первого раза. Сначала лицензированные водители подвергались нападениям со стороны бандитов. Потом появление официальных таксистов сопровождалось сотрудниками ОМОНа, что резко изменило ситуацию в лучшую сторону.

— Когда мы сможем полноценно распоряжаться на прилегающей в трем вокзалам территории, — продолжил пресс-секретарь, — порядок на рынке такси будет наведен. Мы заинтересованы в контролируемости и прозрачности бизнеса.

Однако, пока мафия продолжает держать какие-то «точки» под своим контролем, рядовые таксисты предпочитают туда не соваться. Даже стационарный пост милиции проколотые шины и выбитые зубы не вернет.

Материал: Олег Адамович

735


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95