Владимир Владимирович Шахиджанян:
Добро пожаловать в спокойное место российского интернета для интеллигентных людей!
Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кошка в культуре, традиции, религии и искусстве человека

Часть I

Всю жизнь я любил животных дистанционно: с удовольствием играл с собаками своих приятелей, гладил знакомых кисок, но не хотел брать на себя ответственности за того, кого мог бы приручить. Однако в прошлом году к нам в институтскую лабораторию принесли небольшую кошку, которой хозяева не удосужились даже дать имя и звали её просто Кыс-Кыс.

— Надоела она нам, — сказали они, — а вы умеете усыплять животных. Так усыпите её.

Конечно, мы не стали её усыплять. У маленькой серенькой кошки были такие большие умные выразительные глаза, она оказалась такой ласковой, интеллигентной и чистоплотной, что мы оставили её жить в лаборатории. Мы все подкармливали её, но своим хозяином она выбрала меня. Каждый мой уход с работы домой стал трагедией и для неё, и для меня. Она жалобно плакала, когда я относил её в дальние помещения лаборатории, а у меня разрывалось сердце от её горестного тихого мяуканья. Спустя месяц я посадил Мусю в корзинку и привёз домой.

Теперь я считаю, что Homo afelinus nonsapiens — Человек бескошечный неразумный по интеллектуальному, эмоциональному и социальному уровням стоит на более низкой ступени развития, чем Homo philofelinus sapiens — Человек кошколюбивый разумный, у которого в доме обязательно живёт кошка. Я твёрдо могу сказать: сорок лет, прожитых мной без кошки, прошли зря. Чтобы искупить своё сорокалетнее афелинное недочеловеческое заблуждение, я и предлагаю досточтимым сапиенсам следующие заметки.

* * *

До сей поры остаётся открытым вопрос: человек приручил кошку или она приручила человека?

Ископаемые останки кошек найдены в древнейшем городе планеты — Иерихоне (VI-V тысячелетия до нашей эры), при раскопках в Иордании, в древнейших городах Индии. Но эти животные, видимо, были ещё не вполне домашними. Многочисленные свидетельства пребывания кошек в Египте хорошо прослеживаются с V-IV тысячелетий до нашей эры. На росписях в гробницах Саккараха (2750—2650 годы до нашей эры) кошки изображены с ошейниками, что безусловно свидетельствует об их одомашнивании. А на знаменитой фреске из Бени-Хасана кошка уже изображается в доме, рядом с хозяйкой.

В храмах, посвящённых богине Баст (египтяне изображали ее в виде кошки либо женщины с кошачьей головой), содержалось много кошек, почитаемых как священное животное. Когда кошка умирала, в семье объявлялся траур, все домочадцы сбривали брови и скорбели. Трупы кошек бальзамировались и хоронились в пышных гробницах на специальных кладбищах. Археологи обнаружили около 300 тысяч мумий, относящихся к IV тысячелетию до нашей эры. Закон был также на стороне этого священного животного: за убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о несчастном греке, по незнанию убившем кошку, писал Геродот). Первые иероглифические знаки, обозначающие слова «кот» и «кошка», датируются примерно 2300 годом до нашей эры и читаются как «минт» и «миу». Однако кошка в Египте была не только священным животным, но и охотничьим и боевым зверем. Охотились кошки на птиц и мелкую дичь. Известен барельеф из гробницы Небамона, XVIII династия (1570—1304 годы до нашей эры), «Охота на дичь в камышах»: Небамон изображён с метательной охотничьей палкой. Кот его — рядом, он прижимает лапами одну птицу и кусает другую. Применение кошек на войне трудно себе представить современному человеку, но об этом имеются письменные свидетельства. Кстати, в Тибете тысячелетиями кошки использовались для охраны храмовых сокровищ и великолепно справлялись с этим.

О почитании, почти обожествлении кошек в Египте написано немало, упомянем лишь один любопытный факт. Легенда рассказывает, что Камбиз, второй царь древней Персии (529—522), сын Кира, несколько недель в 525 году безуспешно осаждал египетский город Пелусий, который представлял собой ключ к дельте Нила. Наконец, он решил прибегнуть к военной хитрости, используя египетское почитание и любовь к кошкам. Каждому солдату своего войска он выдал по животному, которых они несли перед своими щитами. Воины спокойно вошли в крепость, захватили её без единой капли крови, так как египтяне боялись ранить кошек. Город был взят, фараон Псаметих III казнён.

Из Египта кошка на кораблях финикийских купцов попала во многие уголки европейского Средиземноморья, но вплоть до начала нашего тысячелетия она была редким зверем. Важную службу ловца мышей несли прирученные хорьки и ласки. Немногочисленные свидетельства о кошках в Древней Греции дают основание предполагать, что это животное посвящалось богине Луны и охоты Артемиде, несколько схожей с египетской Баст. Отчасти функции Баст присущи и римской богине любви Венере, которая иногда изображалась вместе с кошкой (вероятно, полудикой). Среди редких упоминаний о кошке в античной литературе следует отметить басни Эзопа.

Немного о грустном. В дохристианской Европе в верованиях кельтов и норманнов кошкам приписывалась довольно-таки зловещая роль оборотней и помощников злых богов. В целом упоминания о них немногочисленны, лишь примерно к X веку кошки перестали быть ценной редкостью.

Гонения на кошек начались в Китае в VI веке и в Японии в VIII веке. Считалось, что кошка обладает мистическими свойствами демонического характера. Только в начале XVII века гонения прекратились. Со стороны христианской Церкви гонения на кошек начались с конца VIII века.

Унаследовав дохристианские предрассудки, западные христиане считали черную кошку воплощением дьявола. Подозревали в пособничестве ведьмам так же кошек других расцветок. Во многих странах Европы несчастные животные в XIV веке стали жертвами инквизиции, их вешали и сжигали как еретиков. Европейские кошки неизбежно были бы истреблены, но их спасло нашествие крыс, принесших с собой «черную смерть» — чуму, и кошки достойно справились с миссией по уничтожению грызунов.

Славяне, в отличие от дикой Западной Европы, кошек не преследовали. В славянском язычестве Велес был «бог скотий», покровительствовавший, в том числе, и кошкам. А вот как кошка продвигалась и распространялась по России. Останки кошек, найденные в различных регионах, датируются следующим образом. Армения (крепость Тейшебаини, Урарту) — VII-VI века до нашей эры. Древний город Ольвия в Северном Причерноморье — VI век до нашей эры. Пантикапей, Танаис, Фанагория в Северном Причерноморье — I век до нашей эры — I век нашей эры. Дальнейшее продвижение на Север: Кировоградская, Черкасская, Одесская области — II-V века нашей эры. Псков, Прибалтика, Ярославль — VI-VII века. Старая Ладога, Среднее Поволжье — VII-IX века. По всей Руси кошки распространились к XIII веку. В XIII веке на Руси за убийство кошки вменялся штраф в размере одной гривны (205 граммов серебра) плюс возмещение убытка кошкой, в то время как поросёнок или баран стоили всего одну ногату (10 граммов серебра).

С принятием православного христианства покровителем животных стал святой Власий, епископ Севастийский (его праздник 11 / 24 февраля). Он исцелял не только людей, но и животных. Святыми покровителями животных (преимущественно лошадей) являются мученики Флор и Лавр (их праздник 18 / 31 августа). Когда великомученика и целителя Пантелеймона (праздник 27 / 9 августа) за его веру в Христа бросили в ров со львами, звери стали лизать его ноги. Святая мученица Агафия Сицилийская («Агафья-коровница», праздник 5 / 18 февраля) так же считается покровительницей животных. А святой Серафим Саровский (праздники 2 / 15 января и 19 / 1 августа) и преподобный Сергий Радонежский (праздник 25 / 8 октября) приручали медведей.

Кошки жили и живут в русских православных монастырях. Монахи подкармливают их. Кошки могут находиться в церковных помещениях (кроме алтаря). Собак с территории монастырей прогоняют, и уж тем более гонят их из церковных помещений. Кошка может жить в доме православного христианина. А вот если в квартире собака — священник даже освящать это помещение не станет: у православного христианина собака должна жить в будке на дворе. Почему так? Сколько ни спрашивал я об этом приходских священников и монахов — вразумительного ответа так и не получил. Могу успокоить строгих читателей — не в «бесовщине» дело. Просто традиция такая. Традиции в Православной Церкви почти так же сильны, как и догматы (непреложные законы).

Несколько слов об отношении к кошкам религии. Прежде всего хочу заметить, что сказки о «злых чёрных котах» как представителях «тёмных сил» ни к православию, ни к религии в целом никакого отношения не имеют. Католическая церковь признала свои средневековые заблуждения. Сейчас чёрными кошками пугают друг друга невежественные суеверные глупцы, психопаты и неврастеники, верящие в «сглаз» и прилипающие к телевизору, когда там показывают всякую псевдотаинственную лженаучную и антирелигиозную шелуху. С богословской точки зрения вера в злых чёрных кошек — это неоязычество.

Есть только одно желательное ограничение со стороны русского православного христианства — не называть кошек и котов человеческими именами, прописанными в синодиках — ведь эти имена носят наши святые покровители.

В отличие от континентальной Европы, в Англии кошек издавна любили и оберегали. Здесь в раннем средневековье были приняты законы об их охране. Общее возмущение англичан вызвал испанский король Филипп II, супруг Марии Тюдор, мучивший кошек особыми приспособлениями для пыток. Открытое недовольство лондонцев привело к изгнанию Филиппа II из Англии.

В Англии же «бродячий» фольклорный сюжет о кошке, принесшей богатство сироте-хозяину (появившийся, вероятно, в Иране), получил самую подробную разработку. Здесь этот сюжет трансформировался в легенду о Дике Уиттингтоне, трижды лорд-мэре города Лондона (на русском языке легенду в стихотворную балладу переложил Эдуард Багрицкий).

И в остальной части Европы постепенно пушистые зверьки находили всё больше и больше приверженцев, завоевывая сердца простых людей и знати, королей и пап. В 1727 году появился труд француза Монкрифа «История кошек», окончательно «реабилитировавший» этих животных.

Продолжим разговор о христианстве. В Библии кошки упоминаются дважды — в Книге пророка Исайи и Послании Иеремии, причём в весьма прозаическом контексте. Пророк Исайя в своей книге обличает нечестивых и грешных жителей Идумеи и предсказывает разрушение и падение этой страны: «И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» (Исайя, 34, 14).

Пророк Иеремия предостерегает людей от идолопоклонства. Он говорит, что идолы, эти бездушные брёвна, никакие не боги, их сердцевину точат земляные черви, «на тело их и на головы их налетают летучие мыши и ласточки и другие птицы, лазают также по ним и кошки» (Послание Иеремии, 21). Таким образом, Библия не даёт каких-либо эмоциональных (и уж тем более мистических) характеристик кошкам. Это обычные домашние животные, которые мельтешат под ногами и от любопытства лазят где попало.

В католицизме чтят святого Франциска Ассизского, основателя ордена братьев-миноритов (францисканцев). Его любовь простиралась на всех людей, включая иноверцев, а также на всех тварей и всё творение. Животные доверяли ему, и он отвечал им любовью и почтительностью. Он вежливо попросил щебечущих птиц на рыночной площади не мешать его проповеди, а однажды обратился с проповедью к стае птиц, призвав их восславить своего Творца. Во всём он видел напоминание о Боге, и под конец своей жизни, больной и почти ослепший, сочинил гимн Солнцу, песнь хвалы и благодарности Богу за всё сотворённое.

Григорий I, римский папа (начало понтификата — 590 год) был большим другом кошек и постоянно носил в широком рукаве своей рясы котёнка. Он разрешил кошкам, единственным из домашних животных, жить в монастырях. Французский кардинал Ришелье имел четырнадцать любимцев. Любителем кошек является и нынешний папа Бенедикт XVI. После того, как высокий конклав избрал Йозефа Ратцингера предстоятелем Римско-католической церкви, коллегия кардиналов вынуждена была решать вопрос о том, дозволить ли сотням кошек наместника Бога на земле проживать в Ватикане и шляться по папским покоям. Был выработан компромиссный вариант, о подробностях которого не сообщалось. Друг Бенедикта XVI кардинал Тарчизио Бертоне рассказывал: «Каждый раз, когда Папа встречает кошку, он приветствует её и заводит с ней разговор. Кошка как завороженная следует за ним. Однажды он привёл с собой в Ватикан множество котов, и тогда гвардейцы-швейцарцы воскликнули: «Ваше высокопреосвященство! Кошки штурмом берут Святой престол!».

В исламских странах кошка пользуется почётом и уважением. Белых кошек не только пускают в мечеть, но и, по свидетельству очевидцев, мулла даже освящает их. Легенда рассказывает, что Магомет очень любил кошек. Когда одна из них, Муэзза, спала на его рукаве, а ему нужно было встать и уйти, он, чтобы не беспокоить свою любимицу, тихонько отрезал рукав. Свои проповеди Магомет читал с кошкой на руках.

Современник пророка Магомета исламский богослов Абу Хурайра, один из авторитетнейших знатоков хадисов, священных мусульманских преданий, так же как и пророк Мухаммед, очень любил кошек. Само имя Абу Хурайра переводится как «кошачий человек» или «владелец котят». Однажды, свидетельствует предание, он пас овец и нашёл дикую кошку с котятами. Ему очень понравились малыши, он взял их и спрятал в рукаве. Когда Абу Хурайра вернулся домой, его родственники услышали мяуканье и спросили: «Что это?» Он ответил: «Котята». С того дня Абу Хурайра и стал «владельцем котят».

В исламских этических и даже догматических писаниях приводится достаточно большое число нравоучительных примеров, действующими лицами которых становятся кошки. Рассказывается об одной женщине, которую казнили и «бросили в ад» за то, что она своего кота держала взаперти и не кормила, пока тот не умер от голода (Хадис — Бухари 3, 553). Аллах так сказал этой женщине: «Ты ни кормила его, ни поила его, ни отпустила его, чтобы он мог питаться земными насекомыми» (Хадис — Муватта 2, 13).

Вот ещё один трогательный пример из исламских писаний. Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар поведал о том, что одной из благочестивых женщин, Айше, принесли блюдо с едой, когда та совершала молитву. Она попросила опустить блюдо на пол. В это время подошла кошка и отведала немного еды, а когда Айша закончила молитву, то поела, взяв еду из того же места, где ела кошка. Айша сказала: «Пророк учил, что кошки не нечистые: они — ваши домочадцы». А затем добавила: «Я видела, как пророк выполнял омовение водой, к которой прикасалась кошка».

Герой-освободитель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк был разноглазым и в честь его истинно турецкими ангорскими кошками считаются разноглазые.

Весьма интересные и мудрые рассуждения о психологии кошек и собак в рамках религиозного мировосприятия в иудаизме мы нашли в комментариях на Тору (книга Берешит), Толдот 5765. Не могу отказать себе в удовольствии процитировать комментарий дословно.

Существует немало умных животных, вступающих в теплые и близкие отношения с человеком. И все же выделяются два биологических вида — кошки и собаки, которые входят в отношения с человеком проще, чем в отношения со своими собственными сородичами. Они чувствуют себя домочадцами, чувствуют себя в полном смысле слова членами человеческой семьи. Они и только они — собаки и кошки — находятся в каком-то негласном и загадочном завете с человеческим родом. Только собаки и кошки привязываются к человеку сходу и, главное, явственно предпочитают его представителям своего биологического вида. Только они могут быть поэтому названы в собственном смысле слова религиозными животными, то есть жизненно заинтересованными в общении с образом и подобием Всевышнего — человеком.

В религиозно-бытовой сфере собаки больше похожи на христиан, а коты на иудеев: собаки простоватые и прямолинейные, коты же существа мистические и загадочные. Собаки непосредственны, коты же церемониальны и в этом отношении напоминают фарисеев. Однако уподобление иудеев и христиан только одному из человеческих друзей не может быть полным. В чем-то евреи больше похожи на собак, а христиане на котов.

Прежде всего следует отметить, что религиозность котов и собак коренным образом расходится между собой. Собака — это сама преданность, все ее существо проникнуто стремлением служить человеку. Она внимательно следит за тем, чтобы ничем не расстраивать своего хозяина. Даже когда собака знает, что своим лаем она мешает ему, но все равно продолжает, то она исходит из соображения, что человек просто недооценивает степень опасности, и лаять следует даже вопреки его желанию.

Кот ведёт себя совершенно иначе. Он держится так, как будто бы человек ему чем-то обязан. Кот живёт в человеческой семье так, как если бы всё было наоборот, как если бы человеческая семья находилась при нём. Весь его вид — это степенность, независимость, дистанция… но в глубине души он искренне привязан к своему хозяину и вьётся у его ног.

Пресловутая вражда собак к кошкам, по всей видимости, коренится именно в их ревности по отношению к человеку. Очевидно, что они решительно выделяют кошек среди всех живых существ, что по отношению к кошкам собаки руководствуются не охотничьим инстинктом, а какой-то иррациональной неприязнью. Со своей стороны коты относятся к собакам пренебрежительно, но без тени той ревности и той ненависти, которой горят по отношению к ним собаки. В этом отношении инстинкты котов и собак поразительно схожи с чувствами евреев и христиан друг к другу (при этом уместно отметить, что в доме своего хозяина собаки и кошки не только умеют превосходно ладить, но даже и искренне дружить).

У нас может создаться впечатление, что сам человек в целом больше ценит прямолинейную преданность собаки, чем кошачью «приватность». Это видно уже на примере художественной литературы. Произведения, посвящённые собакам, многочисленны и большей частью трагичны: «Каштанка», «Белый клык», «Верный Руслан». Сочинения, посвящённые котам, встречаются реже, и по большей части комичны («Кот в сапогах», «Житейские воззрения Кота Мурра»).

Между тем, это не совсем так. Собак предпочитают мужчины, женщины же как раз предпочитают кошек. И здесь опять разительно проявляется загадочная близость к человеку только этих двух видов домашних животных! Ведь по своему характеру собаки похожи на мужчин — прямые, открытые, неприхотливые служаки; кошки же похожи на женщин: мистические и не подчиняющиеся дисциплине изнеженные существа.

Это сравнение выглядит особенно убедительно, когда речь идет о детях. Мальчики обижают девочек, как собаки кошек. При этом для девочек мальчики представляются сильными и страшными, но одновременно примитивными и грубыми. Девочки же для мальчиков выглядят вечно выделывающимися капризулями, которых грех не поддеть и не передразнить.

Итак, мы вправе заключить, что ближайших к человеку домашних животных не случайно двое. В этом усматривается та принципиальная дихотомичность бытия, которая отражается в традиционной иудейской теологии, провозглашающей парность всего сущего. [Конец цитаты комментария Торы].

Ваш Игорь Попов,

канд. мед. наук

Впервые опубликовано: Nota Bene.- 2006.- № 1.- С.8—9.

Окончание следует…

1500


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95