«Во второй половине XII в. русские мастера, современники автора «Слова о Полку Игореве» и Авраамия Смоленского, высекли на стенах церкви Покрова на Нерли и Дмитриевского собора во Владимире грандиозные картины, построенные по древней схеме «мирового дерева». В роли дерева здесь высокие узкие окна храма. По их обеим сторонам стоят всевозможные животные, реальные и фантастические. Тут же и растения, и люди-богатыри. Взоры их всех устремлены ввысь. Ученые толковали это как прославление тварью Творца. Но наверху, над окном, восседает на троне не ветхозаветный демиург Саваоф, а святой гусляр Давид».
Голубиная книга. Славянская космогония
Тысяча сто шестьдесят шесть
Это фасад церкви Покрова на Нерли — одного из величайших памятников мирового искусства. Львы, грифоны, женские маски — Боголюбовский храм на столетия сохранил следы иранской культуры во Владимирском Ополье.
Опольевское сердце
А на юге Москвы, в скверике напротив лежачего небоскрёба водрузилось другое архитектурное чудо — часовня Даниила Московского. И вот её фасад:
Тысяча девятьсот девяносто восемь
Плитобетонная часовня выполнено в неорусском до ужаса стиле: терракотовые суррогаты якобы повторяют сюжеты стен храма Покрова на Нерли: тут и львы, и грифоны, и женские маски. Правда, во главе нет ни Саваофа, ни Давида-гусляра — только голые плиты искусственного камня.
Место, оставленное богами
Покровитель покинул эти края, оставив древние чертежи в грубых руках архитекторов. В результате получилось нелепое оскорбление, свёрстанное из кусков московской брусчатки, что, впрочем, придаёт поделке особый столичный шарм и аутентично вписывает её в архитектурный лоскутный ковёр.
Духовный коллапс — это лишь адаптация под урбанистическую реальность.
Василий Исаков