Писатель режет себе горло на чердаке, скелеты скребутся в шкафу, а Америка спорит об эмигрантах — в самой звездной новинке недели. В российском прокате — «Достать ножи», герметичный детектив в духе Агаты Кристи с впечатляющим актерским составом, от Дэниэла Крэйга и Джейми Ли Кёртис до Кристофера Пламмера и Фрэнка Оза («голоса» Йоды из «Звёздных войн»). Снял же фильм и написал сценарий постановщик восьмого эпизода саги про джедаев Райан Джонсон.
Начинается всё, как в романе королевы жанра, только место действия — не благочинная Англия, а современный Бостон. Знаменитый автор детективов Харлан Тромби (Пламмер) умирает в своем огромном особняке сразу после вечеринки по случаю собственного 85-летия. По всем признакам — явное самоубийство, однако кто-то нанимает знаменитого сыщика Бенуа Бланка (Крэйг) изучить все обстоятельства дела. И действительно, чуть ли не у каждого Тромби оказался мотив желать смерти патриарху семейства. У всех, кроме сиделки Харлана, Марты (Ана де Армас из «Бегущего по лезвию 2049»), которая к тому же физически не переносит лжи. Буквально — из-за редкого психосоматического расстройства ее начинает тошнить от любого вранья. Поэтому Бланк с легкостью берет девушку себе в напарники. Однако и у Марты имеются свои скелеты в шкафу — может, поболее даже, чем у прочих.
Помпезные экранизации Агаты Кристи (в первую очередь «Убийство в Восточном экспрессе» Сидни Люмета) вошли в моду в 1970-е, в разгар кризиса старого Голливуда, когда продюсеры пытались дорогостоящими постановками со множеством звезд заманить скучающих зрителей в кинотеатры. С тех пор классический детектив окончательно эмигрировал на ТВ, в кино остались только триллеры, да и те переживают не лучшие времена. Поэтому фильм Райана Джонсона, известного фаната жанра (его дебютный «Кирпич» — неожиданный оммаж нуаровым фильмам), смотрится почти как вызов. Это остроумная попытка поиграть в классику — здесь нет экшена (разве что одна за два часа автомобильная погоня) или маньяков с жуткими ритуалами. Только труп с загадкой и ограниченный круг подозреваемых. А также, как в лучших примерах детектива, серия обманок и сюжетных твистов.
Главная же обманка, наверное, состоит в том, что Джонсон не стал наследником Агаты Кристи по прямой и далеко не все ее заповеди он воспринимает как непреложную истину. В 2001 году Роберт Олтмен уже совершил маленькую революцию в фильме «Госфорд-парк», где история убийства в аристократическом доме показана глазами тех, кто обычно остается за кадром. А именно — глазами прислуги. И с этого ракурса становится очевидно: очень часто классический детектив не столько разыгрывает занимательную пьеску про страсть и порок, сколько с грустью констатирует, что с людьми делает сословная спесь. Джонсон пошел дальше и использовал классическую модель детектива, чтобы изобличить спесь национализма. «Достать ножи» — едва ли не самый антитрамповский фильм последних лет.
Подробно разбирать сюжет невозможно, не раскрыв разгадки. Но показательно уже то, что из десятка персонажей, собравшихся в тот роковой день в доме Тромби, положительными оказались всего двое. Престарелый писатель, который сделал себя сам и всю жизнь кормит никчемную семейку. И его сиделка-эмигрантка, давно приехавшая в эту страну за лучшей жизнью, но, сколько бы она ни прожила здесь, для многих так и оставшаяся человеком второго сорта.
Николай Корнацкий