Диву даешься от кадровой политики в области управления педагогической наукой.
И при советской власти, и в недавнем — уже российском — прошлом академические институты, проводившие исследования по проблемам обучения, воспитания и развития детей и юношества, принадлежали Российской академии образования, что естественно и логично. А государственная образовательная политика строилась с учетом результатов проводимых исследований. Сегодня ни один академический институт уже не принадлежит РАО и ей не подчиняется. К чему же привело это ошибочное управленческое решение?
Я не хочу сказать, что в работе академических институтов в прошлом все было безупречно. Бывало и так, что в государственной образовательной политике принимались волюнтаристские решения, наносившие явный вред детям и юношеству. Такова была пресловутая хрущевская образовательная реформа об усилении связи школы с жизнью, руководствуясь которой, выпускники школ, прежде чем поступить в вуз, должны были «пройти двухгодичную трудовую закалку в рабочем коллективе»: на птицефабрике, заводе и т.п. В результате многое из полученных в школе знаний улетучивалось. А для будущих светил — к примеру, математиков — такая, с позволения сказать, практика была просто убийственна. Ведь хорошо известно, что математические открытия делаются, как правило, в молодом возрасте, где-то до тридцати лет.
Но Академия педагогических наук (так тогда называлась РАО) не была причастна к этому образовательному выверту. Тем временем жизнь брала свое. В условиях «холодной войны» и соревнования в гонке вооружений между США и СССР требовались классные специалисты в области математики и физики, способные создавать новейшие образцы военной техники. И тогда, в разгар хрущевской реформы, стали возникать специализированные физико-математические школы, которые готовили талантливых выпускников на мехмат МГУ, в Физтех, МАИ и другие технические вузы, ковавшие оборонный щит страны. Содержанием программ таких школ, олимпиадами по математике и физике, выявлявшими юные дарования, разумеется, занялись специалисты. Среди них, например, недавно ушедший из жизни академик Константинов.
Повторяю, что и в прошлом педагогическая наука не была свободна от идеологического и политического диктата государства. Но сама она, занимаясь серьезными исследованиями, явную чушь не транслировала. Ведь ей было на что опереться. Это и труды Л.С.Выготского, столетие со дня рождения которого широко отпраздновал весь мир (кроме нас), и работы А.Р.Лурье и А.Н.Леонтьева… Список выдающихся ученых, психологов и педагогов, обеспечивших мировую славу отечественной науке, можно продолжить.
Не то — теперь. Бесконечные управленческие пертурбации, связанные со слияниями и разделениями ведомств, привели к тому, что на сегодняшний день существуют два министерства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Так вот, научно-исследовательские институты, занимающиеся проблематикой детства, у РАО забрали и перевели в подчинение не Министерства просвещения, что было бы еще хоть как-то логично, а Министерства науки и высшего образования, которое железной рукой стало наводить в науке о детях свои порядки.
Ей-богу, если бы я был склонен к конспирологическим версиям, то решил бы, что кто-то сознательно вредит нашему отечеству, сокрушая научные школы и назначая на руководящие посты в научные институты явно некомпетентных людей, которые никогда прежде с проблематикой исследований данных институтов не сталкивались. Но, скорее всего, мы имеем дело с ситуацией, которой дал оценку французский политический деятель Антуан Буле де ла Мерта, сказавший после расстрела по приказу Наполеона Бонапарта герцога Энгиенского: «Это хуже, чем преступление. Это ошибка».
Едва ли стоит подробно останавливаться на персоналиях. Но, при всем уважении, не может человек, до того занимавшийся правилами дорожного движения, разрабатывать программу воспитания дошкольников, а специалист по дельфинам — физиологией детей и подростков. У нас же новейшие назначения (похоже, не только в сфере образования) часто происходят по формуле великого баснописца И.А.Крылова: «Беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник».
Казалось бы, какое дело обычным людям до всех этих кадровых перестановок в научной сфере? Но дело в том, что так называемые обычные люди — еще и родители детей, их бабушки и дедушки. А педагогическая наука так устроена, что помимо фундаментальных исследований она призвана давать практические рекомендации по обучению, воспитанию и развитию детей и подростков. В этом она сродни медицине, где непрофессионализм слишком дорого обходится пациентам.
За примерами далеко ходить не надо. Стоило Президенту РФ В.В.Путину высказаться о важности воспитания дошкольников, как в сжатые сроки, буквально на коленке, сварганили многостраничную программу дошкольного воспитания, подкрепив ее соответствующим инструктивным письмом министерства, предписывающим немедленное ее внедрение в детские сады с нового учебного года. Как гласит народная мудрость, «услужливый дурак опаснее врага». И в данном случае это не фигура речи.
Известно, что спокон века воспитание здорового образа жизни буквально с младых ногтей (с детского сада) — одна из важных задач любой воспитательной программы. Кто же с этим будет спорить? Но подобного рода документы составляются в соответствии с миниатюрой А.Райкина о пошиве пиджака, где один отвечает за рукава, другой — за пуговицы, а в результате пиджак нельзя надеть. В частности, мэтр художественной гимнастики настаивает на внедрении этого вида спорта в детские сады, в свою очередь, признанный и заслуженный легкоатлет не мыслит дошкольное воспитание без бега на дистанции и т.п. Примечательно, что все подобные предложения окрашены риторикой «патриотизма», хотя при внимательном рассмотрении скорее отдают духом милитаризма.
К чему приводит такой идеологический дискурс? К гибели подростков — не больше и не меньше! Известны случаи, когда во время кросса в противогазах подростки в школе умирали от остановки сердца. Но лиха беда начало. Теперь тот же подход тихой сапой ползет в детские сады.
И это при том, что состояние здоровья юных россиян оставляет желать лучшего. С каждым годом в стране все больше детей с ограниченными возможностями здоровья. Отсюда задача всемерно развивать инклюзивное образование, на развитии которого, к слову сказать, настаивал и Президент РФ.
Короче говоря, детский спорт сегодня — это не только бег с препятствиями на короткие и длинные дистанции. В современных условиях прежде всего необходима комплексная медико-психологическая диагностика детей и подростков, которая выявит их проблемы. И только после этого на ее основании следует выработать грамотное дозирование нагрузок — как физических, так и психических. Тогда, с учетом полученных данных, мы сможем создавать и реализовывать индивидуальные программы комплексного оздоровления детей и юношества.
Слава богу, на этот раз халтурный и потому опасный документ не прошел. На «круглом столе» при Общественном совете и на Президиуме РАО он получил единодушный отпор. Спешу успокоить читателей: данная программа не будет внедряться в детских садах страны.
Но где гарантия, что впредь мы не столкнемся с подобными скороспелыми управленческими решениями? Так будет до тех пор, пока непрофессионализм будет оставаться нормой жизни.
Евгений Ямбург