Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Кто не все — того накажем!

Почему стоит смотреть российский мультфильм «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»

В последнее время наблюдается парадоксальная ситуация. Вроде бы мультфильмы вообще и российские в частности забираются в верхние строчки бокс-офисов. Наши анимационные полнометражные картины начинают конкурировать с западными тяжеловесами в прокате. Трехмерные «Снежные королевы 1,2, 3» студии Wizart проданы более чем в 130 стран, включая Китай, Индонезию, Японию. «Снежная королева» — лидер проката в ряде европейских стран.

Но отношение к российским «мультам» и у зрителей, и у профессионального сообщества устойчиво презрительное. Отчасти, заметим, справедливое. Как правило, в изображении, графике, качестве анимации, точности драматургии отечественные фильмы заметно уступают хитам Dreamworks или Pixsar animation.

Тем не менее есть ощущение, что лед тронулся. Наших «богатырей» с «Иваном-Царевичем» не ругал только ленивый, но критике — во многом справедливой — противостоит сам зритель со своим рублем наготове. А дальше начинается интересное.

Продюсеры и режиссеры студии «Мельница», запустившей бесперебойный и успешный богатырский конвейер, чувствуя тесноту и предсказуемость серийного потока, — пытаются двигаться в сторону добротной анимации, в том числе компьютерной, свежих идей, собственного стиля.

Они тратят на такие работы, как «Волки и овцы», сделанные совместно с Wizart, «Крепость: огнем и мечом» значительно больше времени и сил, чем на «богатырей», которые — кровь из носу — должны выходить на зимние каникулы. Но и «Крепость», несмотря на доброжелательные отзывы критики, оказывается убыточной. И «Волки и овцы» не оправдывают продюсерских ожиданий. Ну да, «Зверополис», «Головоломка», «Кунг-фу панды» — круче, но и бюджеты несопоставимы.

Так что сегодня судьба российской полнометражной анимации в руках не только мультипликаторов, но и зрителя. Если он по привычке и умственной лености предпочтет привычный каникулярный поток… так и останемся с «Богатырями». Заложниками их успеха оказалась одна из лучших российских студий, поэтому судьба нового фильма «Мельницы» «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» — непредсказуема и внушает оправданную тревогу.

А жаль. «Урфин Джюс» — качественное кино с графикой международного уровня. Отвечающее духу сказки Волкова, при этом вполне себе современное. Сказка эта, как вы помните, в отличие от «Волшебника Изумрудного города», — оригинальная. Переделав на свой лад историю Баума о чудесных приключениях девочки Дороти-Элли, Волков сочинил продолжение приключений в Изумрудном царстве («Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог Марранов», «Желтый Туман», «Тайна заброшенного замка»).

Фильм хорош прежде всего картинкой — в основе изображения иллюстрации Леонида Владимирского. Первая книга «Волшебник Изумрудного города» с рисунками Владимирского вышла в свет 1959 году. Книжка была столь популярна, что ее перерисовывали вручную. По данным Книжной палаты, с рисунками Владимирского она переиздавалась более 100 раз общим тиражом до 100 миллионов.

По сути, Волковым сочинен целый эпос, и Волшебная страна — один из первых фэнтезийных миров, придуманных русскоязычными писателями, — для многих детей стала их Средиземьем.

Помните угрюмого носатого столяра, одержимого жаждой власти, ненавидящего весь мир? Того, что собственноручно выточил армию деревянных солдат-дуболомов, оживив их волшебным порошком Гингемы… Да и захватил Волшебную страну.

В фильме, созданном по мотивам сказки Волкова, причины дурного нрава и ожесточения Урфина коренятся не столько в верном служении злой ведьме, но детской обиде диктатора. По замыслу авторов не важно, кто его обидел, есть такие подростки — «обиженные всем миром». И даже когда милейшая девочка Милена с глазами из японской манги хочет подарить лопоухому колючему мальчику Урфину волшебную юлу, он гордо откажется. Обиде надо дать пространство для роста вселенской ущербности и злости. Из взлелеянных маленьких обид обычно и произрастают все великие и ужасные Урфины.

Кадр из мультфильма

У «Урфина Джюса» — три режиссера. Но несмотря на профессиональную сноровку Владимира Торопчина, Дарины Шмидт и Федора Дмитриева, ясно, это чистейшей воды продюсерское кино Александра Боярского и Сергея Сельянова, отцов-основателей «Мельницы». И в этом сильные и слабые стороны картины. Она изначально придумана как продолжение фильма, с которого и началась жизнь «Мельницы» почти 18 лет назад. Четырехсерийного «Приключения в Изумрудном городе», созданного по заказу НТВ. Трехмерный «Урфин…» пропитан этой ностальгией по «рисованному прошлому». Есть здесь даже эпизод из давней картины. Эля (конечно же, не та самая девочка из прошлой сказки, а ее 3D — внучка в серебряных башмачках бабушки) должна взять верных друзей за руки, чтобы преодолеть непреодолимое. В Волшебной стране время никуда не спешит. В отличие от глупой реальности, прошлое здесь рядом, не дает о себе забыть, оно питает изумрудное настоящее. И чтобы здесь свершилось чудо, надо лишь произнести заклинание: «Эни, бени, раба, Квинтер, финтер, жаба». Взялись за руки! …Не получается? Ну тогда следует повторить всем вместе — всем жителям города. И желательно на главной площади.

В фильме много достоинств. При верности традиционной сказке — ненарочитая (как, увы, случается в «Богатырях») актуальность. Этот посыл в современность заложен в самой сказке Волкова, написанной в «оттепельные» годы. Сказке про злого несчастного узурпатора, которого никто не любит. Романтической истории про то, что любовь и дружба — могут исправить несовершенство мира, вылечить зло и нетерпимость. Рядом с современной девочкой крошечный Тотошка, который воспринимает приключение как компьютерную игру, проходит ее уровни и чувствует себя свирепым грозным зверем. Есть в картине снайперские фразы, которые обещают стать цитатами. Вроде генеральской: «Кто — не все — того накажем». Или во время кампании борьбы с враждебными бубенчиками: «Кто звенит — сажать в тюрьму!» Есть здесь и неугасимая народная надежда на то, что в пору тяжких невзгод и лихолетий прилетит фея на голубом вертолете, стукнет своими серебряными башмачками — да и поможет справиться с трудностями, укажет выход из тупика. Накажет зло злостное, и вознесет на трон добрейшего и умнейшего Страшилу.

При этом — никакой публицистики, пропаганды. Милое семейное кино.

Кадр из мультфильма

Среди недостатков — самая распространенная и, увы, пока не решаемая в отечественном анимационном кино сценарная проблема. Среди прорех драматургии — непрописанность истории самого Урфина — наследника вскользь упомянутой ведьмы Гингемы. Не очень понятно, кто такие жевуны, носящие широкополые шляпы с бубенчиками (во всяком случае, для тех, кто не читал или подзабыл книжку Волкова), чем они отличаются от «изумрудных жителей». Маловато юмора и гэгов.

Смысловые изъяны во многом компенсирует продуманное «драматургическое» изображение: красные маки у обочины желтой кирпичной дороги, ведущей к изумрудным остроконечным крышам города под правлением мудрого Страшилы, карусели и салюты в праздничной фиолетово-голубой бубенчиковой стране вечного лета и вечного детства, где даже крыши круглые — без углов, а жители — нарочито кукольные Таинственное Подземелье — освещённое матовым светом, исходящим от золотистых облаков, живительные сорняки рядом с домом Урфина.

В фильме приличная трехмерная компьютерная графика (известно: чем меньше реальных людей, созданных с помощью трехмерных программ, чем условнее картинка, тем убедительнее изображение). Есть и запоминающие эмблематичные сцены — штабеля еще не оживших дуболомов — создания недоброго Папы Карло. Или горящие деревянные солдаты, хватающие и поджигающие друг друга. И потом пылающие в веселом смертельном танце у крепостных стен Изумрудного города.

Боюсь, успеху фильма может помешать пессимистический настрой аудитории. Не говоря уже о том, что никакой мультфильм не конкурент миллиардной франшизе «Форсаж», выпущенной в прокат примерно в то же время.

Наша рекомендация: отказаться от привычного «не видел и ни за что не пойду на российские мультфильмы». Иначе в скором времени их вовсе не будет.

Помимо сериального конвейера, разумеется.

Лариса Малюкова

Источник

537


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95