Взрослые голосуют «за» введение сексуального воспитания в школах. Если точнее — 81%. Против — только 10%. Это данные ВЦИОМ, тут не поспоришь.
В стране идет постоянный рост числа абортов у несовершеннолетних, ширится эпидемия ВИЧ, все больше детей-отказников остается в роддомах. Но предмета «половое воспитание» (или, допустим, «сексуальное образование») в школах
— Надо сказать, что даже научное обсуждение и исследования сексуальности в России до сих пор во многом являются закрытой и мало обсуждаемой темой, — начала разговор Елена Луковицкая. — Это можно проследить по отсутствию социальных институтов, занимающихся изучением сексуальной жизни в стране, по количеству научных публикаций, по участию российских ученых во всемирных сексологических конгрессах.
— Но
— Да, причем он становится все более коммерциализированным. Тут и навязчивые сексуальные предложения в Интернете, и неформальное санкционирование проституции. При этом в Интернете очень трудно найти специально подготовленный сайт на русском языке, который бы грамотно показывал, что такое сексуальное образование в школе, каково его содержание, каковы его цели и принципы, рекомендации по преподаванию. Но при этом там всем без исключения доступны порнографические сайты и картинки.
— Мы говорим о сексуальном образовании для подростков. А сильно ли у нас в этом вопросе подкованы взрослые?
— По опросам, большинство россиян «за» школьное образование в сфере сексуального и репродуктивного здоровья. Только родители себя в роли просветителей своих детей не видят. Они хотят, чтобы этим квалифицированно занималась школа. Но и учителя, хотя и поддерживают сексуальное просвещение, взять на себя эту функцию тоже не готовы. Они считают, что этим должны заниматься медики. И это верно — во многих зарубежных странах такие курсы преподают только специально обученные педагоги, психологи и социальные работники.
СПРАВКА «РД».
Исследования в Москве и Санкт-Петербурге показывают, что более 2/3 родителей (по данным ВЦИОМ — 87%) никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Основную информацию подростки получают от подруг, друзей и из книг и журналов, которые «читают тайком».
— К сожалению, многие родители и даже педагоги не в состоянии грамотно, правдиво, доступно и спокойно объяснить детям, как они появились на свет, что с ними происходит в подростковом возрасте, как правильно предохраняться, чем опасны генитальные инфекции и даже как правильно осуществлять гигиенический уход за своим телом. В результате у детей может возникать чувство обиды на родителей за обман (про аистов и капусту), за травматический опыт. А это не способствует доверительным отношениям.
— Информация на сексуальные тему, пожалуй, самая доступная в Интернете и СМИ. Может, именно
— Да, к сожалению, сексуальное образование детей и подростков в обыденном консервативном сознании часто ассоциируется с сексуальным развращением. И легче его запретить, чем грамотно и комплексно, с учетом возраста и особенностей слушателей, разработать и внедрить.
Многие решения в России идут «сверху», а не снизу, от потребностей людей. И в целом, в нашей стране доминирует консервативный подход к половому образованию, который известный сексолог Игорь Кон называет «крестовым походом против сексуального образования» и «политической компанией, направленной против молодежи и женщин».
Почему уважаемый коллега так считает? Да потому, что он хорошо знает российскую и зарубежную статистику по этому вопросу. По абортам, СПИДу, сифилису мы лидируем и находимся на уровне развивающихся стран. Об этом противники введения курсов сексуального просвещения
— Можно
— Здесь возможны два пути — или показать и доказать, что сексуальное образование действительно имеет целью сохранение репродуктивного и сексуального (не нужно лицемерить) здоровья нации. Но для этого нужно проводить грамотные рекламные компании.
Или второй путь — менять формулировку этого курса, поскольку само включение «импортного» слова «секс» для консервативной российской общественности является
СПРАВКА «РД».
Каждый второй подросток в России к
— Критики полового воспитания предполагают, что детям на уроках будут давать
— Согласно опросам, существует несколько главных тем, которые волнуют и взрослых, и подростков: как уберечься от заболеваний, передающихся половым путем, от ВИЧ и от нежелательной беременности (свыше 75%), как научить уважению к противоположному полу (49%), информация о различиях между девочками и мальчиками в отношении к любви и сексу (44%), информация о сексуальных отношениях (45%), информация о физическом и духовном развитии человека (44%), как разрешать конфликты и строить устойчивые взаимоотношения (44%). Интересно, что задачу «отговорить от начала сексуальной активности до брака» упомянули только 13% взрослых и 12% подростков.
Так что сексуальное образование помимо вопросов здоровья должно развивать ряд неких психологических умений, которые, с одной стороны, являются частью общих жизненных умений. А с другой — необходимы для формирования здоровых, психологически комфортных сексуальных отношений. Это умение общаться, слушать собеседника, договариваться, отстаивать свое мнение, спрашивать совета и помощи, принимать решения. Программы обязательно должны включать обучение принципам равенства и взаимного уважения мужчин и женщин, защиты детей, психологии любви и ответственности, методам предотвращения сексуального насилия.
Другое важное умение включает в себя способность распознавать давление со стороны других людей и сопротивляться ему. Грамотно подготовленное сексуальное образование учит молодежь обсуждать многие нравственные и социальные вопросы, касающиеся секса и сексуальности, и при этом учитывать различные культурные и религиозные установки.
СПРАВКА «РД».
Объединенная программа ООН по ВИЧ/СПИДу провела анализ 68 проектов сексуального образования в разных странах мира. По данным отчета, 22 программы привели к «резкому увеличению (а не снижению!) среднего возраста начала половой жизни, а также к снижению количества половых партнеров, случаев нежелательной беременности и инфекций, передаваемых половым путем». Ни в одном из случаев не наблюдалось роста сексуальной активности среди подростков, а также уровня беременностей и ИППП. Лишь одна из программ, в которой рассказывалось только о воздержании, привела к росту сексуальных практик без проникновения.
— Если школа сама решит вводить такие уроки, нужно ли разрешение родителей?
— Нужно обязательно предупреждать родителей о содержании занятий и получать их согласие, желательно письменное, иначе родители имеют право подать в суд. Родители бывают очень разные. Существует примерно
Но большинство родителей находятся вне этих крайностей, они за грамотный научный подход к сексуальному просвещению подростков.
Сегодня самый большой «просветитель» молодежи — наше телевидение и Интернет. Родители очень редко являются просветителями в области сексуальности для своих детей. Некоторые мамы даже толком о менструациях с девочками не говорят и создают таким образом для них стрессовые ситуации. Родителям действительно это трудно сделать — далеко не у всех есть близкие и доверительные контакты с ребенком, не все они прирожденные педагоги и психологи. Данные одного исследования показывают, что в Москве между 14 × 18 годами лишь 11% юношей и 15% девушек обсуждали свои сексуальные проблемы с родителями. А в Уфе и в Великом Новгороде это делают в два-три раза реже, чем в Москве…
ЧТО У ДРУГИХ?
В Москве уроков полового воспитания нет. А вот как решают проблему подросткового сексбеспросвета в Великом Новгороде, в котором организовали «Школу здорового образа жизни».
Учеников
Учебно-методический план этой программы включает в себя психолого-педагогический раздел, медицинский раздел и юридический. Ученикам
Только начиная с
Школа «Здорового образа жизни» работает в школах Новгорода уже 9 лет и о ней положительно отзываются как подростки, так и педагоги с родителями.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА В СССР И РФ
История государственной программы сексуального образования в России, несмотря на свою краткость, имела и период относительного взлета.
Разговоры о том, что в стране нужно вводить сексуальное образование, начались в СССР еще в 1962 г. Но половое воспитание мыслилось прежде всего как воспитание нравственное. Для этих целей в Академии педагогических наук СССР был создан сектор этико-эстетических проблем полового воспитания, который занимался главным образом морализированием и пропагандой полного сексуального воздержания до
Введенные в школьные программы в
Но в конце
Анастасия Кузина