Как ни крути, а разговор выходит всегда об одном и том же — о счастье. Ведь чего хочет человек? Спроси любого. Конечно же, счастья. А что находит? Правильно, нечто противоположное, с приставкой «не», несчастье. Отчего так? Все мы хотим счастья, мечтаем жить в идеальном мире, а на выходе — большинство из нас несчастны, прочая же часть вообще пребывает в тихом отчаянии. Просто Черномырдин
Достаточно оглянуться вокруг, чтобы в этом убедиться. Мафия, наркотики, коррупция, проституция, рост цен, падение доллара, обнищание, удешевление, энергокризис и прочее, прочее и прочее. В общем, всё плохо. И снова: кто в этом виноват? То есть где этот вредитель, этот супостат? Ведь должна же быть причина, должен же
Человечество испокон веков только этим занимается — ищет супостата, главного врага и вредителя, который не даёт честным хорошим людям жить правильно. В Древней Греции этим занимались, и при императоре Нероне, и в эпоху Возрождения, и гораздо позже, в наше время, в век компьютерных технологий, полетов к Марсу и генетически модифицированных продуктов. И в будущем тем же продолжат заниматься. Ведь
Первым супостатом было избрано язычество. Вот примем новую веру, христианство, проникнемся христианскими ценностями, заповеди наизусть заучим, и будет нам счастье. Ну выучили, ну прониклись, и что? Не получилься. Картина ещё неприглядней стала: инквизиция, крестовые походы, охота на ведьм. Что же это за ценности такие, если ведут к столетним войнам и вымиранию всей Европы? Так ведь и тут супостат постарался. Неправильно догмат веры истолковали, исказили, испортили, потому что главный документ на латыни излагается, а народ в массе своей с латынью не дружит. Перевести надо, чтобы ценности широким массам доступны стали, и тогда будет нам счастье. Все уверуют, перевоспитаются, и будем мы наслаждаться тихим мирным существованием. Перевели, прочитали. Устроили религиозные войны. Опять супостат постарался. Так мы ж его не там искали.
Ага, вот он: всё дело в неправильном распределении, в экономике, в добавочной стоимости, будь она неладна. Капиталист себе эту стоимость присваивает и на нашем горе наживается. Долой его. Удалили, сослали, расстреляли, фабрики раздали, всё поделили. Опять
Уффф… Эх ребята, не будет вам счастья. Не там ищете. Если уж увлеклись процессом глубокого бурения, то предлагаю произвести раскопки у себя в башке. «Разруха не в клозетах, а в головах!» В башке этот супостат сидит, в башке. И если в самом деле желаете от него избавиться, то следуйте совету профессора Преображенского и хорошенько стукните себя по затылку. И неплохо бы чем-нибудь тяжелым. Авось случится смещение полушарий, и вы
— Так кто же он наконец? — истошный крик из зала.
Супостат у нас, дорогие мои многострадальцы, один — и оформляется он как страстное, просто нестерпимое желание одного индивида двуногого самоутвердиться за счёт другого индивида, тоже двуногого. Так просто? Именно так. Всё проще простого. И сколько мир ни переворачивай, сколько не корежь его реформами и не сотрясай гражданскими войнами, лучше не станет. Если человек не избавится от дурной привычки самореализовывать свою самость за счёт своего ближнего (его даже любить необязательно, этого ближнего, просто не использовать как подпорку для хромого самолюбия), то никакого света в конце туннеля, прошу прощения за неуклюжий каламбур, вам не светит. Не совсем ясно, что это значит? Объясняю. Для того чтобы позволить вашему эго, то есть вашей самости, вашей драгоценной персоне в полной мере вкусить собственной неповторимости и непревзойдённости, требуется
Что? Трудно поверить? А вы вокруг смотрели? На себя, на своих деток? Нет? А вы посмотрите. Вот компания милых детишек. Играют в песочнице. Чудесная картинка, проливаем слёзы от умиления. Но что это? Мальчик постарше с упоением давит ногами песочные куличики младших собратьев. И ведь как горд содеянным, просто светится. Дальше, вон там в углу. Другая компания швыряет камнями в крошечного котёнка. И ведь, заметьте, тоже страшно собой гордятся. А вот девочка с дорогой заграничной куклой гордо вышагивает по двору, нежась в лучах зависти, исходящей от её менее удачливых подруг. Компания постарше, школьники, унижают самого слабого. Вот красотка дефилирует на фоне некрасивых подруг, предвкушая победу над бойфрендом менее броской одноклассницы. Этот бойфренд ей не нужен, но сам факт! Я круче. А теперь чуть интимней. Дочь обращается к отцу с просьбой объяснить ей тему по математике. Папаша долго глумится, упиваясь властью и дочерним невежеством. Ну как же, она же дура, а я умный. Вот другой папа-спортсмен снисходительно объясняет сыну-астматику разницу между бодибилдингом и тяжелой атлетикой. А вот уже мама щеголяет модной обновкой перед носом дочки-очкарика. Вот так весь мир и устроен, на этом и держится. Каждый жаждет доказательств, самоутверждения, признания собственной значимости и полноценности. Неважно как и за счет кого. А уж что там с миром будет — по барабану…
А вы говорите — реформы… Да никакие реформы не помогут: если уж так называемые близкие люди подобным не брезгуют, а скорее даже, практикуют, то что говорить о более дальних родственниках или о не родственниках вообще? Там уж самоутвердиться за счет лоха и фрайера сам Бог велел, да простит меня Всевышний.
Так что, ребята, когда в следующий раз будете перечитывать Герцена (кто не в курсе, это он написал книгу с сакраментальным названием «Кто виноват?»), задайте себе вопрос : а там ли я ищу того самого супостата, что так мешает мне жить? Или ещё проще: подойдите к зеркалу.
Ваша Ирена Орловская