На протяжении периода с последних лет XIX века до Февральской революции жизнь в Москве менялась довольно быстрыми темпами. Однако произошло несколько событий, омрачивших это развитие. В 1896 году трагедия на Ходынке ознаменовала восшествие на престол последнего русского царя. К. Бальмонт в одном из стихотворений напророчил: «Кто начал царствовать – Ходынкой, тот кончит – встав на эшафот». Что впоследствии случилось с Николаем Вторым – мы все знаем.
Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года. И. Е. Репин. Источник: wikipedia.org
Но и до революции стали происходить заметные перемены в жизни Москвы. Эти перемены во многом были продуктивными и созидательными. О них и пойдёт речь в статье.
РУБЕЖ ВЕКОВ – РУБЕЖ КУЛЬТУРНЫХ ЭПОХ
1900 год можно рассмотреть, как некую своеобразную черту. Закончилась эпоха Москвы размеренной, рассудительной, по-купечески благодушной. И началась скачка, гонка за временем и событиями. Темп жизни вырос в несколько раз. Теперь все происходило быстрее, стремительнее. Касалось это и культурной жизни. Не в последнюю очередь убыстрение ритма жизни происходило благодаря появлению новых технологий и их внедрение в общественную жизнь. Телефон, трамвай (появился в Москве в 1899 году), кинематограф, радио – это и многое другое до неузнаваемости меняло облик городской жизни в начале прошлого столетия.
Если говорить про XIX век, то культура в этот период была сословной, однако к концу XIX-началу XX вв. происходит преодоление замкнутости духовного развития различных социальных групп, идет процесс демократизации культуры. Во многом такие процессы также были связаны с появлением вышеупомянутых изобретений. Появились каналы более быстрой передачи информации. Культура стала запускать свои ростки в различных сословиях, отдалённых от элиты.
В Москве стали создаваться сословно-профессиональные клубы, группировавшие мелких служащих, чиновников низшего ранга, торговцев, части купечества. Основной акцент в таких «приказчичьих клубах» делался на соблюдение приличий и хороших манер. Касса пополнялась за счет взносов купцов. В клубе имелись помещения для чтения и танцев. С конца XIX века растет число образовательных учреждений в сфере досуга – воскресные и вечерне-воскресные школы, образовательные курсы и кружки, народные университеты. А в начале XX века – «общества самообразования рабочих».
НОВЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ВЕЯНИЯ. ИСКУССТВО ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ
Новая эпоха наступила и в архитектурном развитии. Приобретает популярность стиль «модерн». Всего в Москве было построено несколько десятков зданий в этом стиле. Проектировали их такие выдающиеся архитекторы, как Ф. О. Шехтель, В. А. Мазырин. Особняк Зинаиды Морозовой, Ярославский вокзал и особняк Рябушинского – самые известные московские здания, спроектированные Шехтелем. Показательно то, что в Москве, в отличие от Санкт-Петербурга, возводили высокие по тем временам здания – 8-9 этажей. В Петербурге здания большой высоты строить не разрешали, так как считали их нарушающими эстетику местных улиц с длинными, невысокими домами. В высоких домах ставили лифты – также техническое новшество той эпохи.
В 1907 году была построена и открыта знаменитая гостиница «Метрополь» - одно из самых грандиозных зданий той эпохи. Автор проекта гостиницы – архитектор Уильям Валькот. «Метрополь» до сих пор является наиболее узнаваемым зданием площади Революции.
Активно развивается в Москве киноиндустрия. В 1906 году в городе был основан Торговый Дом Ханжонкова – компания по производству и прокату кинофильмов. Компания помогла созданию таких фильмов, как «Оборона Севастополя» (1911), который является первой русской полнометражной кинолентой.
Появляются и кинотеатры, где показывались фильмы. Старейшим кинотеатром Москвы является Художественный, открытый в 1909 году. А первый кинопоказ в Москве произошёл гораздо раньше – в 1896 году, когда французский промоутер представил ряд короткометражек в здании современного Театра оперетты. Было представлено и легендарное «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота», снятое известными братьями Люмьер.
Хотя некоторые считают, что первым кинотеатром Москвы является «Электрический театр», располагавшийся в современном ГУМе (тогдашнее название – Верхние Торговые ряды).
Сеансы в нём шли ежедневно, с 14.00 до 23.00. Демонстрировались в «Электрическом театре» в основном фильмы Жоржа Мельеса — фактически первого в истории кино автора постановочных картин, а не просто роликов с кинохроникой. Лучшие сборы — у немого фильма ужасов «Кабинет Мефистофиля». Сеансы в «Электрическом театре» шли до 31 мая 1898 года, после чего кино в этом здании не показывали сто с лишним лет, до открытия в ГУМе уже современного кинотеатра.
В 1907 году в доме 4 по улице Сретенка арендовал помещения некий И.П.Хазов, после чего открыл здесь театр с громким названием «Гранд-электро». После успеха первых киносеансов владелец этого дома гражданин Н.И.Юрасов выкупает кинотеатр и дает ему еще более звучное название: «Сретенский Гранд-электро». После революции «Сретенский Гранд-электро» переименовали сначала в «Фантомас», затем это название сменили на более идейное «Искра», а еще немногим позже — на «Хронику». В 1970-м кинотеатр окончательно закрыли.
Также в числе крупнейших московских дореволюционных кинотеатров – «Вулкан» (открыт в 1912 г., переделан в театр в 1917 г.) и «Колизей (1914 г., действовал до 1970 г.).
Процветала и сфера «традиционного» театра, несмотря на нараставшую конкуренцию со стороны «электрических» и «кинематографических» собратьев. В 1894 году появляется театральный музей имени Бахрушина, ставший одним из крупнейших музеев на подобную тематику в мире. В тогда ещё недавно созданном Московском Художественном театре закладываются основы системы Станиславского, направленной на глубокое раскрытие психологии образа — «жизни человеческого духа». Здесь формируются неповторимые творческие индивидуальности, крупнейшие мастера сценического искусства — И. М. Москвин, В. И. Качалов, Л. М. Леонидов, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина и многие другие. Для актеров этой школы характерны искусство жить в образе на сцене, яркая художественная выразительность, широта творческого диапазона, высокая общая и сценическая культура.
По-прежнему важное место в московской театральной жизни занимает Большой театр. Многие петербургские артисты добиваются возможности участвовать в спектаклях Большого театра. Становятся широко известны во всем мире имена Ф. Шаляпина, Л. Собинова, А. Неждановой. С Большим театром активно сотрудничает композитор С. Рахманинов, проявивший себя не только как композитор, но и как выдающийся оперный дирижёр, внимательный к особенностям стиля исполняемого произведения и добивавшийся в исполнении опер сочетания предельного темперамента с тонкой оркестровой отделкой.
В 1912 году Ф. Шаляпин ставит в Большом оперу М. Мусоргского «Хованщина». В репертуаре Большого театра появляются и другие известные произведения.
Появляется в Москве и радиовещание. В 1914 году начала свою работу Ходынская радиостанция – первая московская радиостанция длинноволнового формата вещания. Впрочем, она была основана скорее в военных целях, так как в том году Россия вступила в Первую Мировую войну. Возникла потребность иметь связь с пунктами своей армии и союзников, которые находятся в тысячах километров.
Но не следует забывать и о литературе, как об одном из наиболее ценных ответвлений культуры того времени. В Москве продолжали формироваться и проходить литературные кружки. Литературно-художественный кружок, элитный клуб богемы, возник в 1896 году в Москве и размещался в арендованном трехэтажном доме на Большой Дмитровке.
«Близ полуночи… в кружок со всех концов Москвы стекались отыгравшие спектакль артисты, редакторы и писатели, окончившие дневной труд, секретари газет, через час отправлявшиеся на ночную работу - выпускать завтрашний номер, и разного рода таланты и их поклонники» - писал завсегдатай клуба писатель Николай Телешов.
Здесь собирались самые видные люди литературно-художественной Москвы. Чего стоят только самые звонкие имена - Шаляпин, Станиславский, Немирович- Данченко, Серов, Коровин, Васнецов. На сегодняшний день эти личности знакомы почти каждому живущем в России. Частенько заезжали политические деятели либерального толка, депутаты Государственной Думы. Литературно-художественный кружок проводил шумевшие на всю Москву концерты, лекции, диспуты. Его культурную деятельность трудно недооценить.
В. Гиляровский в своей книге «Москва и москвичи» подробно описывает собрания творческих персон в главе «Среды художников»:
«Иногда кто-нибудь в это время играл на рояле, кто-нибудь из гостей-певцов пел или читал стихи. Вечера оканчивались скромной закуской. На них присутствовали только корифеи художества: Маковский, Поленов, Сорокин, Ге, Неврев и члены Общества – богатеи-меценаты П. М. Третьяков, Свешников, Куманин».
«И стали у него на квартире, в Пименовском переулке, собираться художники. Они рисовали, проводили время за чайным столом в веселых беседах, слушали музыку, чтение, пение; много бывало и молодежи. Все это заканчивалось ужином. На «субботах» бывал В. Е. Шмаровин, знаток живописи и коллекционер. На одной из ученических выставок он первый «углядел» Левитана и приобрел его этюдик».
Все технические новинки также использовались литературно- художественным кружком - использовали электричество, не жалея денег и поставили телефоны. Накопленные капиталы позволяли не столько арендовать роскошные помещения, но и заниматься благотворительностью.
Как мы видим, даже «традиционные» жанры культуры обрастали различными новшествами. Но также новшества сопровождали и политическую культуру Москвы. Тем более, что различные политические движения и течения влияли на облик культуры Москвы.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Важную роль играла Москва в распространении марксизма в России. В 80-х годах 19 века в Москве появились первые марксистские и социалистические кружки.
В январе 1894 Ленин присутствовал на нелегальном диспуте в доме Арманд на улице Воздвиженке (ныне проспект Калинина), где вступил в дискуссию с известным теоретиком народничества В. П. Воронцовым. Победа осталась за Лениным, что произвело большое впечатление на членов кружков революционно настроенной московской молодёжи, многих из которых Ленин переубедил и направил на путь изучения марксизма. Удар народничеству он нанёс в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?». Московские марксистские кружки под влиянием и непосредственным руководством В. И. Ленина объединились и в 1895 приняли название Московский Рабочий союз. С этого времени влияние В. И. Ленина на развитие марксистской организации в Москве становится решающим. Видную роль в создании московской марксистской организации сыграли также сестра Ленина А. И. Ульянова-Елизарова и её муж М. Т. Елизаров, брат Д. И. Ульянов и сестра М. И. Ульянова, которые активно участвовали в деятельности «Рабочего союза».
Активно развивались и другие политические объединения. У политических движений появлялась своя партийная печать: газеты, журналы, листовки. Наряду с Санкт-Петербургом, Москва также была местом редакций немалого количества партийных и политических изданий. Некоторые деятели культуры выражали свою симпатию тем или иным фракциям, идеологиям. Взгляды «кадетов» выражал журнал «Русская мысль», консервативные – «Русский вестник», «Московские ведомости». Некоторые из политических изданий были нелегальными, ввиду различных законодательных запретов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Можем сделать вывод, что Москва, несмотря на приписываемую ей «патриархальность» по сравнению с Петербургом, была вполне прогрессивным и быстро развивающимся городом. Как видим, Москва была одним из крупнейших центров развития культуры. Очень важно отметить сочетание «патриархальности», некой «старорусскости» и современных достижений как одну из наиболее характерных черт Москвы рубежа веков.
Это касалось и культурной жизни города. Ведь конец XIX - начало XX века ознаменовались бурным развитием науки и техники, строительным бумом и модернизацией всех сторон жизни людей. Технические новшества, электричество, водопровод, постепенно начинали входить в жизнь общества и становились ее неотъемлемыми атрибутами.
Также нарастала «революционность» и в политической культуре, что и послужило одной из предпосылок к Февральской и Октябрьской революциям.
Никита Бондарович