Кот-Баюн — персонаж русских сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими разговорами и пением подошедших путников. Тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшебству и кто не подготовился к бою с ним, волшебный кот убивает железными когтями и клыками.
Однако тот, кому посчастливится поймать Баюна, будет излечен от всех болезней — сказки и пение магического кота целебны. Вот такой мифологический персонаж. На вид милый и пушистый, но на самом деле — крайне опасный для людей.
Более того, Баюн был настолько опасным, что для победы над ним доспехи пришлось брать непростые: три железных колпака на голову для защиты от гипноза и сильных котовых лап, рукавицы и цепи тоже из железа, чтобы себя уберечь и Баюна приковать.
Акцент на волшебном голосе этого персонажа неудивителен — слово «баюн» означает «рассказчик». Часто в сказках говорится, что кот обитал далеко от птиц и зверей. Чаще всего он был чёрного цвета.
Одно из воплощений Баюна есть в поэме Пушкина «Руслан и Людмила»:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Идёт направо — песнь заводит
Налево — сказку говорит.
И в самом деле, какой же ещё кот мог долго рассказывать различные истории, если не «учёный»?
Имя этого мифологического персонажа также носит российская фолк-метал группа, которая так и называется — «Кот-Баюн».
Неизвестно точно, какие размеры имел этот мифологический персонаж. По одним версиям, он был размером с человека, по другим — был больше людей в несколько раз. Сказки с участием Баюна чаще всего заканчивались счастливо: свирепый кот оказывался побеждён и становился обычным мирным ученым котом. Вероятнее всего, именно так попал кот Баюн в Лукоморье Пушкина.
«Кот учёный». Отрывок из диафильма.
У знаменитого собирателя русских народных сказок А. Н. Афанасьева «кот-баюн» пишется со строчной буквы, то есть «баюн» — это просто рассказчик, сказитель. Слово превратилось в имя, по-видимому, после публикации литературной обработки варианта сказки Афанасьева Толстым в 1960 году.
Есть предположения, что Кот-Баюн на самом деле не является фольклорным персонажем и что он выдуман для пополнения запоминающихся образов русской народной культуры.
По мнению исследователя Кирилла Королёва, образ учёного кота-сказителя (бахаря) проник из популярных в России «Сказаний об Индийском царстве». Черты кота-чудовища, способного своим голосом зачаровать человека насмерть, могли быть также заимствованы из текстов Древней Руси или популярного сборника «Физиолог», переведённого на множество языков, в том числе и на древнерусский.
По той же гипотезе Королёва именно под влиянием советской массовой культуры кот Баюн стал помощником Бабы-Яги. Схожее есть и в западной масс-культуре ужасов и мистики, где прислужником ведьмы часто является демонический кот (чаще всего чёрного цвета). Образ ведьмы с чёрным котом стал уже практически хрестоматийным.
Никита Бондарович