Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Купили угнанное авто? Что делать?

Конституционный суд России запретил изымать у граждан иномарки с «тёмной историей прибытия», если не будет однозначно доказано, что нынешний владелец машины знал о том, что она не прошла таможенную очистку.

Впрочем, эксперты сомневаются, что таможенники будут охотно исполнять это решение. К тому же известие о том, что ваш автомобиль был ввезён в страну незаконно, — далеко не единственный и не самый неприятный сюрприз, который может преподнести четырёхколёсный секонд-хенд. Каждый год ГИБДД обнаруживает более 25 тыс. транспортных средств с сомнительным прошлым. А сколько не находит?! Людей, приобретающих подержанные авто, в стране миллионы: на сегодняшний день вторичный авторынок в России вдвое превышает рынок новых машин. Так что мошенникам всех мастей есть где развернуться. «Наша Версия» выяснила, как избежать печальных последствий при покупке транспорта, бывшего в употреблении.

В соответствии с решением конституционных судей отныне любой владелец подержанной иномарки, купленной в России, по умолчанию считается добросовестным приобретателем и не обязан расплачиваться за грехи своих предшественников. «Теперь таможенники должны доказать суду, что нынешний владелец автомобиля знал о том, что машина не была растаможена», — пояснили в КС. — Только в этом случае транспортное средство может быть изъято у собственника и продано, чтобы покрыть неуплаченные пошлины«.

Жалобу в Конституционный суд подал житель Ростовской области Руслан Чижов, который в июле 2006 года приобрёл «бэушную» Toyota Carina. К тому времени «японка» пробегала по российским просторам почти 10 лет, сменив как минимум семерых хозяев. И тут неожиданно выяснилось, что «иностранка» не проходила таможенного оформления, то есть была ввезена в нашу страну контрабандой. Найти виновника не удалось: документы ГИБДД о регистрации первого владельца оказались уничтоженными в связи с истечением срока хранения.

Недолго думая таможенники вчинили гражданину Чижову иск о взыскании долга по таможенным платежам — вместе с набежавшей пеней он составил ни много ни мало 209 708 рублей — за счёт стоимости машины. Суд первой инстанции принял сторону автолюбителя, однако представители Федеральной таможенной службы это решение оспорили. При этом они опирались на букву закона — пункт 5 статьи 352 Таможенного кодекса (ТК) России, согласно которому «обращение взыскания на товары в счёт уплаты таможенных пошлин, налогов производится независимо от того, в чьей собственности находятся такие товары». В ноябре 2007 года Ростовский областной суд удовлетворил требования таможни, изъяв автомобиль у владельца, а Верховный суд отказался пересмотреть дело.

В поисках справедливости ростовчанин обратился к конституционным судьям. По его мнению, вышеупомянутая норма ТК противоречит Основному закону, защищающему права собственников. Рассмотрев жалобу, коллегия под председательством главы КС Валерия Зорькина вынесла определение в пользу автовладельца. «Лица, которые на момент приобретения транспортного средства не знали и не должны были знать о незаконности его ввоза на территорию Российской Федерации, не могут рассматриваться как ответственные за таможенное оформление соответствующих транспортных средств, включая уплату таможенных платежей», — говорится в определении КС.

Самое интересное, что это не первый случай, когда Конституционному суду приходится вставать на защиту законопослушных покупателей «автонелегалов». В более ранних решениях он уже указывал, что лица, не имевшие отношения к ввозу машины, не обязаны её растаможивать и что распоряжаться автомобилем, который не прошёл эту процедуру, можно без каких-либо ограничений, если только чиновники не докажут, что его владелец покупал заведомо контрабандный товар. Но проблема в том, что эти решения вступали в противоречие с Таможенным кодексом. И хотя определения КС выше любых других законодательных актов, включая статьи ТК, гаишники всё равно продолжали изымать документы на нерастаможенные авто, а таможенники — «выбивали» из их новоявленных хозяев неуплаченные пошлины и пени. Словом, добросовестные приобретатели оказывались перед выбором — либо заплатить за растаможку, либо попрощаться со своим четырёхколёсным другом, которого пускали на погашение задолженности. Человек мог, конечно, попытаться возместить свои финансовые потери, потребовав деньги у прежнего владельца иномарки, который всучил ему «тёмную лошадку». Но в большинстве своём эти попытки были из разряда «ищи ветра в поле».

Правда о тёмном таможенном прошлом «железного коня» может всплыть уже при постановке его на учёт в ГИБДД (в этом случае у покупателя есть шанс расторгнуть договор купли-продажи), а может, как в истории Руслана Чижова, и намного позже.

«Множество ввезённых в нашу страну автомобилей, особенно в 90-е годы прошлого века, регистрировалось по поддельным таможенным документам. И нередко обман раскрывался, когда ничего не подозревающий покупатель прокатался на машине три, пять, а то и десять лет, — рассказал „Нашей Версии“ вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский. — К тому же у нас очень много авто так называемого белорусского происхождения. В бытность единого Таможенного союза России и Белоруссии считалось, что если человек заплатил пошлины в Белоруссии, то в России он уже ничего платить не должен. А теперь говорят: нет, надо платить и здесь».

Нынешнее постановление КС в очередной раз подтвердило презумпцию невиновности владельцев иномарок, купленных на территории РФ. Значит ли это, что теперь они могут спать спокойно? Судя по всему, нет. Во всяком случае, автомобильные правозащитники считают, что таможенники не станут исполнять и это решение. А для того, чтобы защитить честных водителей, необходимо изменить законодательство. По мнению г-на Ольшанского, «нужно заставить депутатов Госдумы внести поправки в Таможенный кодекс».

А пока народные избранники не озаботились этим вопросом, специалисты настоятельно рекомендуют согражданам перед покупкой «забугорной тачки» убедиться в том, что она прошла таможенную очистку. Для этого достаточно направить соответствующий запрос, составленный в произвольной форме в таможенный орган. Например, в Московском регионе на сей счёт можно осведомиться в информационном центре Центрального таможенного управления.

Впрочем, нежданная новость о том, что вашу «ласточку» в своё время «забыли» растаможить, — это не самый плохой вариант. Ещё большими неприятностями может обернуться покупка краденого средства передвижения — не важно, разыскивается ли оно по линии Интерпола или было похищено в нашем отечестве.

Судьба большинства угоняемых машин весьма однообразна: в подпольных автомастерских перебиваются номера на двигателе и кузове, изготавливаются фальшивые документы, после чего «экземпляры», как их называют автомобильные воры, поступают в продажу. Причём если раньше первым признаком того, что вам пытаются втюхать краденое авто, была его явно заниженная стоимость, то сейчас их продают по нормальной цене.

Разумеется, на криминальной машине не будет следов погони или раскуроченных взломщиками замков. Более того, проявив дотошность и «пробив» её по милицейской базе, вы наверняка обнаружите, что в розыске она не числится. Ещё бы! Ведь в базе значатся «родные» идентификационные номера угнанных авто. Стоит изменить хотя бы одну цифру — и машина окажется чище чистой. Её даже поставят на учёт в ГИБДД, и вы можете какое-то время на ней ездить, например пока вас случайно не остановит патруль, в котором трудится криминалист, специализирующийся на автотехнической экспертизе. Он-то и определит, что на кузове вашего авто перебиты две-три цифры номера.

«Нарваться на краденый автомобиль в России проще простого, — поделился с нами президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. — В 90-е годы в одной только Москве каждый день угоняли до 100 машин. То есть ежегодно похищались десятки тысяч, а в масштабах всей страны — сотни тысяч авто. В итоге на руках у наших граждан оказались миллионы транспортных средств с перебитыми маркировочными обозначениями. И сейчас их количество продолжает увеличиваться».

Выявление «нехорошего» автомобиля влечёт за собой аннулирование его регистрации. А дальше начинается самое интересное. Если удаётся установить, какой была заводская маркировка, машину возвращают законному владельцу. Оставшийся с носом последний хозяин опять-таки может попытаться отсудить свои деньги у продавца. Но, если его и найдёт, скорее всего окажется, что в договоре купли-продажи авто оценено в 10 раз дешевле, чем за него было уплачено: так делают многие, чтобы не платить налоги. Как результат типичная для России ситуация: честный покупатель краденого «тарантаса» остаётся и без колёс, и без денег.

«Но даже если законный владелец не обнаружится, а суд признает вас добросовестным приобретателем, пользоваться машиной вы всё равно не сможете, — продолжает наш собеседник. — Потому что ГИБДД её не зарегистрирует, руководствуясь указом президента № 711, где прямо сказано, что транспортное средство может быть не поставлено на учёт, если имеются признаки подделки маркировочных обозначений или документов. На самом деле это огромная проблема, поскольку никто не знает, что делать с такими машинами».

Как же обезопасить себя от покупки ворованного авто? Пожалуй, визитной карточкой торговцев краденым является то, что они реализуют не снятые с учёта машины, причём по доверенности. Обычно рассказывается душещипательная история про разбитого параличом двоюродного брата, которому срочно понадобились деньги на лечение (вариантов сочинений на заданную тему великое множество). С помощью доверенностей угонщики заметают следы, так что не удивляйтесь, если на ближайшем посту ГИБДД вас «обрадуют» известием о том, что документы на авто фальшивые, а номера на кузове и «движке» перебиты. Найти собственника машины и тем паче продавца вам никогда не удастся, потому как имена и фамилии, указанные в документах, скорее всего взяты с потолка. Словом, с продавцами, «толкающими» авто по доверенности, лучше не связываться. Насторожённость также должен вызвать продавец, который представляется «просто Славой», даёт только номер мобильного телефона, а показать паспорт и вовсе стесняется.

Кроме того, не помешает проверить понравившийся автомобиль на предмет перебивки номеров. Правда, как выясняется, разглядеть следы вмешательства в маркировочные узлы получается далеко не всегда. «Многие перед покупкой машины едут к эксперту. Ну и толку? Эксперт смотрит и говорит: да нет, номера не перебиты. А на самом деле могут быть очень даже перебиты! — говорит г-н Травин. — Сейчас научились так ловко это проделывать, что уже не всякий эксперт может без глубокого исследования установить, менялось ли что-то в маркировочных обозначениях».

По словам нашего эксперта, единственный на сегодня более или менее надёжный способ проверить чистоту приглянувшегося «коня» — это «пробить» его по заводской базе. «Можно прийти к официальному дилеру с копией ПТС и сказать: я хочу купить вот такой автомобиль, и если куплю, то обязательно буду обслуживаться у вас (надо же их как-то заинтересовать), проверьте, пожалуйста, сходила ли с конвейера машинка с такими маркировочными обозначениями, — советует Виктор Николаевич. — Поверьте, ответ не заставит себя долго ждать. Если он будет утвердительным — машина чистая, если отрицательным — от её покупки стоит отказаться».

Ещё одна крупная «засада» на вторичном авторынке — машины, которые находятся в залоге у банков, выдавших автокредиты их бывшим владельцам. При таком раскладе итогом удачной на первый взгляд покупки оказывается потеря покупателем и дорогого приобретения, и уплаченных за него денег. Плюс ко всему честный человек становится осуждённым должником банка, о существовании которого он мог даже не догадываться.

И таких людей в России уже появилось немало. При этом чаще всего жертвами аферистов становятся те автолюбители, которые покупают малоподержанные машины. До недавнего времени стать обладателем авто в хорошем состоянии с небольшим пробегом было синонимом счастья. Теперь почти новая машина — первый признак опасности.

«Такая схема обмана доверчивых сограждан появилась относительно недавно, — говорит г-н Травин. — Мошенник берёт машину в кредит. При этом банк забирает у него паспорт транспортного средства (ПТС), поскольку до погашения долга авто находится в залоге. Однако он смело идёт в ГИБДД и говорит: а я ПТС потерял, выдайте мне дубликат. А этой бумажки, которую теперь, кстати, можно получить даже без предъявления самого автомобиля, достаточно, чтобы его продать».

Между тем машина остаётся в залоге у банка даже при смене владельца. И если получатель кредита нарушил условия договора (а в этом можно даже не сомневаться), то банк вправе потребовать продать авто в счёт погашения кредита, несмотря на то что он уже принадлежит третьему лицу. Как правило, такого рода мошенничества вскрываются на стадии, когда новым владельцам машин приносят повестки в суд, где должны рассматриваться иски банкиров о продаже залога. То есть тогда, когда покупатели машин должны их лишиться.

В московских судах сейчас находятся десятки исков банков к гражданам — владельцам автомобилей на предмет их изъятия как имущества, обременённого залогом. Эти дела уже поставлены на поток, и решения всегда принимаются в пользу кредитной организации. Даже если человек попытается доказать, что он не знал и не мог знать о том, что машина в залоге, это не поможет. В апреле 2007 года Верховный суд после рассмотрения одного из таких дел постановил, что исключений из правила о сохранении залога закон не предусматривает. Стало быть, доказательства того, что покупатель является добросовестным приобретателем, на служителей Фемиды не подействуют.

В конце концов судебные приставы изымают автомобиль у нового владельца и выставляют его на торги, после чего банк получает свои деньги. Обычно изъятая машина уходит с молотка за сумму, которая значительно меньше её стоимости и размера кредита. А недостающая часть задолженности по замыслу банкиров должна компенсироваться из средств заёмщика.

После этого человек, потерявший и деньги и машину, может потребовать возмещения убытков от того, кто продал ему заложенный автомобиль, а также подать заявление о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества. Однако перспективы поиска продавца весьма туманны. Обычно аферисты скрываются или у них просто не оказывается имущества, которое могло бы покрыть их долги.

Самое печальное, что застраховаться от подобного развития событий практически невозможно. В отличие от недвижимости, для которой есть Единый государственный реестр прав, регистрировать залоговые сделки с автомобилями закон не обязывает. «Единственный вариант не попасться в сети мошенников — это обзвонить все банки страны, которые выдают автокредиты. Совершенно ясно, что это нереально, — вздыхает г-н Травин. — Поэтому банки должны создать единую информационную базу, по которой любой гражданин мог бы проверить, кредитная это машина или нет».

Пока же такой возможности нет, можно лишь посоветовать потенциальным покупателям обходить стороной продавцов, которые предъявляют дубликат ПТС вместо подлинника. Особую бдительность следует проявлять, если речь идёт о транспорте, возраст которого не превышает трёх лет, потому как именно на этот срок банки выдают автокредиты. А если машину продают спустя недели или месяцы после покупки — это серьёзный повод вообще отказаться от покупки.

Из импортёра угнанных машин Россия превращается в экспортёра

По данным российского бюро Интерпола, число угоняемых в Европе и обнаруживаемых затем в России авто снижается. Одновременно за рубежом находят всё больше машин, похищенных в РФ. «Поступающая к нам информация говорит о том, что Россия постепенно превращается из страны, куда ввозят украденные автомобили, в страну вывоза», — заявил на днях руководитель Национального центрального бюро Интерпола при МВД РФ Тимур Лахонин. По его словам, такие сигналы поступают в последнее время из Литвы, Боснии и Герцеговины, Сербии, Румынии и Узбекистана. «За пять месяцев этого года в России было обнаружено всего 140 единиц автотранспорта, похищенного за рубежом, — сказал Лахонин. — Это самый низкий показатель за последние пять лет». За тот же период в странах СНГ и Восточной Европы найдено более 250 авто, угнанных у нас.

Проблемой угонов недавно озаботились отечественные депутаты, одобрившие соглашение со странами СНГ о борьбе с международным трафиком краденых автомобилей. В документе впервые прописаны 30-дневный срок возврата «всплывших» на территории другого государства машин и порядок этой процедуры. При этом возвращаемые автомобили не облагаются налогами, сборами и пошлинами, обычными для автоимпорта. Ранее возврат машины «из-за бугра» обходился примерно в 75 тыс. рублей.

doronchenko.ru

2274


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95