Честно говоря, я не могла себе вообразить принца Калафа из блистательной «Принцессы Турандот» или капитана Грея из «Алых парусов»
— Все эти новоиспечённые «звёзды» на самом деле — чистый шоу-бизнес. Ловкие люди зарабатывают немалые деньги, делая при этом вид, что они приносят пользу. Воспитать профессионалов они не могут в принципе, только покалечить. Эти девочки и мальчики, некоторые действительно не без способностей, всерьёз думают, что они
— Но стремление к успеху присуще человеческой природе. Мало найдётся на свете людей, мечтающих всю жизнь прожить тихо и незаметно, а уж среди людей искусства таких и вовсе не сыщешь.
— Если успех — результат напряжённой работы, а не ловкой раскрутки — честь и хвала тому, кто его заслужил. Мы ведь тоже были молоды. И на первом курсе были абсолютно уверены, что можем сыграть всё, что угодно. И первая известность кружила головы тем, к кому она приходила. Это к четвёртому мы начинали понимать, как мало мы ещё умеем, а с приходом в театр головокружение и вовсе проходило. Я почти шесть лет выходил только в массовках и эпизодах.
— Но из родного театра всё-таки не ушли, хотя приглашения, и весьма лестные, говорят, были.
— Русскому актёру это свойственно, для него театр — дом. И домом остаётся, какие бы времена он ни переживал. Даже те, кто много снимается, играет в антрепризе, редко окончательно порывают с родными театрами.
— Некоторые ваши коллеги убеждены, что большой стационарный театр может выжить, имея в репертуаре мобильные постановки, которые легко «поднять на колёса».
— Конечно, в большом театре можно делать малосоставные спектакли. У нас есть такие: с Юлией Борисовой мы играем «Милого лжеца» Килти, с Евгением Князевым — «Посвящение Еве» Шмитта. И когда предлагают антрепризный выезд, мы вывозим эти спектакли. Однако это не выезд театра, это театр разрешает нам: мы вам мало платим, можете поехать заработать. Но по уровню это не антрепризная халтура, а настоящие вахтанговские спектакли. А жить, именно жить, а не выживать, театр должен за счёт полноценной драматургии и серьёзной режиссуры, не поступаясь своими художественными принципами и традициями. Но и то, и другое сейчас в большом дефиците.
— Вы в антрепризу, насколько мне известно, ни ногой.
—
— В кино или в сериал вас тоже, похоже, не заманить?
— Иногда
— Принц Калаф, капитан Грей… По числу романтических ролей вы, наверное, обошли всех своих коллег-сверстников.
— Да. Таких ролей было много. Режиссёры в первую очередь использовали именно это качество, хотя и тогда можно было раскопать и другие краски, но они их не видели или не хотели видеть, дураки! Поэтому для меня самой лучшей моей киноролью был эпизод на пляже в фильме «Полосатый рейс».
— Одни актёры говорят, что сыгранные роли так и «живут» в них, другие — что запирают их на ключ в некий «комод», где они и сидят…
— …В виде штампа и ждут своей очереди…
— А куда «деваются» ваши персонажи?
— Если бы все роли, которые я сыграл, влияли бы на меня как на человека, это была бы
— Замечательная жена, сыновья, реализовавшие свои способности, любимая работа — что ещё нужно человеку для счастья? Скажите, а вы могли бы назвать себя счастливым человеком?
— Я не люблю этого определения — «счастливый человек». Есть в нём
— Что вам помогает существовать в наших довольно жёстких временах?
— Мне трудно ответить на этот вопрос. Просто стараюсь жить по тем законам, по которым я жил всегда. Мне не нужны
— С совестью нынче жить трудно. Время требует компромиссов.
— Компромисс с совестью убивает человека. Иногда он и сам этого не замечает. Я — максималист. Если в чё
— Прожитые годы наделяют человека мудростью. Мудрость — ключик к тайнам жизни…
— В спектакле «Посвящение Еве» мой герой говорит потрясающую вещь: «Жизнь — это обман. Нас помещают в неё, не спрашивая нашего согласия, и выставляют вон против нашего желания. Едва нам кажется, что мы
Беседу вела Виктория Пешкова