В парке «Зарядье» открылся второй сезон лектория «Бегу к врачу» - цикла просветительских бесед о здоровье и современной медицине.
Лекции посвящены болезням или типичным ситуациям, с которыми может столкнуться житель современного мегаполиса. Все встречи проходят в форме бесед с известными врачами и учёными, которые рассказывают о современной медицине, о новых подходах к лечению и диагностике, дают важные рекомендации и советы. У слушателей есть возможность прямо на встрече задать свои вопросы, а зрители трансляции могут задать их онлайн.
Тема первой лекции 11 сентября - «На учёбу: как не заболеть». Она была посвящена вопросам сохранения и укрепления здоровья ребёнка во время учёбы. Перед родителями выступили главный педиатр и детский нефролог Москвы, главный врач Детской ГКБ им. Башляевой Исмаил Османов и заведующий травматологическим пунктом этой же больницы Баир Самбатов.
Обсуждались вопросы, актуальные для всех родителей, думающих о здоровье своих детей.
Эту лекцию мог посетить любой. Точно так же будет и со всеми последующими - достаточно лишь прийти в павильон «Заповедное посольство» парка «Зарядье». Но, если вы по какой-то причине не смогли посетить первую лекцию нового сезона, не беда - можно воспользоваться современными технологиями и посмотреть запись её онлайн-трансляции на странице столичного Департамента здравоохранения в Фейсбуке.
«Очень важно вести прямой диалог с москвичами, рассказать им о разных заболеваниях и возможностях бесплатной медицины. Лекторий - удобный формат такого диалога. В первом сезоне состоялось 13 встреч с ведущими московскими врачами (видео всех - на сайте департамента), и более миллиона человек приняли в них участие», - рассказал руководитель Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун.
Новые лекции станут проходить два раза в месяц, ближайшая - 25 сентября. Темы их будут формироваться оперативно, о чём можно будет узнать на сайте департамента и на его страницах в соцсетях.
Кроссовки можно носить?
На этот и другие важнейшие вопросы отвечает заведующий травматологическим пунктом детской городской клинической больницы им. Башляевой Баир Самбатов.
■ Каким должно быть рабочее место школьника?
Комната должна быть светлой, с освещением без бликов, а мебель - соответствовать росту ребёнка. Поэтому лучше, если она будет регулируемой по возрасту, чтобы не покупать каждый раз новую. Стул должен быть таким, чтобы в положении сидя у ребёнка ноги в коленном и тазобедренном суставах были согнуты под углом 90°, допустимое отклонение - 10°. Спинка стула - на уровне лопаток. Верхняя поверхность стола - на уровне локтя и под наклоном в 15-20°. Хорошо, если учебники будут, как и монитор компьютера, примерно на уровне глаз или немного ниже.
■ Что лучше - рюкзак или портфель?
До 14 лет, пока не сформировалась осанка, лучше ранец или рюкзак с жёсткой отформованной спинкой и широкими ремнями, чтобы он не смещался вниз. Его вес не более 1/10 веса ребёнка. Обязательны светоотражающие элементы. Руки лучше держать свободными - это важно для формирования осанки и профилактики травм: если придётся падать, это поможет сгруппироваться и смягчить падение. Поэтому сменную обувь и всё остальное лучше положить в рюкзак, а не носить в руках.
■ Можно носить кроссовки?
Кроссовки и кеды - не повседневная обувь, они для занятий спортом. В обычных условиях они очень мягкие и хуже фиксируют стопу. Это очень важно: у детской обуви должен быть жёсткий задник, чтобы не подвернуть ногу. По этой же причине девочкам рекомендуются лодочки только на праздники, в обуви на каждый день фиксация должна быть выше по всей стопе. Небольшой каблук высотой 1-2 см - это физиологично. Вообще оптимальной считается высота каблука, составляющая 1/18 от длины стопы. Сама обувь должна быть качественной, из натуральной кожи и не тесной, может быть на 1 см больше размера ноги, так как при максимальной нагрузке стопа удлиняется. Если есть плоскостопие или другие проблемы, по рекомендации ортопеда будет нужна ортопедическая обувь или ортопедические стельки, которые вкладывают в обычную обувь. Но, если всё нормально, дополнительные стельки и др. приспособления не нужны.
Что в переходном возрасте считать нормой, а что нет?
Какие обследования пройти перед спортивной секцией, если ребёнок решил стать чемпионом мира?
Об этом и многом другом говорит главный педиатр и детский нефролог Москвы, главный врач Детской городской клинической больницы им. Башляевой Исмаил Османов.
■ Делать ли прививки?
Непривитый ребёнок уязвим. Когда в прошлом сезоне был подъём заболеваемости гриппом и ОРВИ, ни один привитый ребёнок не поступил с этими заболеваниями в инфекционное отделение нашей больницы. А оно у нас очень большое. И, наоборот, никому из поступивших детей не делали прививки против гриппа. Это наглядное свидетельство эффективности прививок.
Советую родителям взвесить, что страшнее: осложнения от прививок - обычно бывают минимальными в виде местных кожных реакций - или тяжёлое течение инфекции и её осложнения (в том случае если прививку не сделали), которые могут быть очень серьёзными и даже фатальными.
■ Сколько школьник должен спать, нужен ли дневной сон?
Сон очень важен для отдыха мозга, укрепления нервной системы и иммунитета. Спать надо не меньше 8-9 часов. И важно время начала сна: поспать с 12 ночи до 9 часов или с 22 до 7 утра - это разные вещи. Спать нужно ложиться не поздно и в одно и то же время. Дневной сон не помешает, но необязателен. И долгим он быть не должен, чтобы потом не перебить ночной сон.
■ Нужно ли обследовать ребёнка у врача, если отдавать его в спортивную секцию?
Обязательно, и лучше провести углублённое обследование, особенно если есть планы на большой спорт. Мы же знаем о случаях, когда дети падают в обмороки на тренировках или соревнованиях. Были даже смертельные эпизоды. Поэтому ребёнка надо обследовать, особенно сердечно-сосудистую систему.
■ О переходном возрасте: что в это время норма, а что нет?
Это период гормональной перестройки и перестройки сознания. И в этот период часто повышается артериальное давление, возникают проблемы с нервной системой (быстрая утомляемость, головная боль и т. д.), бывают преходящие нарушения в работе пищеварительной и других систем организма. Не нужно думать, что это потом пройдёт. Многие болезни взрослых берут своё начало в детстве. Но определить, норма это или болезнь, может только врач. Часто нужно посмотреть ребёнка в динамике, последить, как изменяется давление, сделать ЭКГ, холтеровское исследование, оценить состояние других органов. В том числе очень важно оценить репродуктивное здоровье мальчиков.
■ Что делать, если у ребёнка серьёзная хроническая болезнь?
Не нужно замыкаться в таких случаях и уходить в болезнь. Мы у себя в больнице для таких детей и их родителей проводим специальные встречи, где учим их, как бороться со стрессом, как нормализовать жизнь, как интегрироваться в общество, что делать, чтобы болезнь не прогрессировала. Учим в игровой форме, так дети легче воспринимают информацию. После таких занятий результаты лечения и прогноз лучше, и психологически дети чувствуют себя более комфортно. Наши школы действуют постоянно. Знаю, что похожие занятия проводят и в некоторых других детских больницах.
Александр Мельников