В медиапространстве нередко мелькают такие характеристики политиков и их курса, как "правый" и "левый". Далеко не все понимают значения этих сложных определений. И тем более меньший процент людей осознают, что данные категории относятся не столько к политике, сколько к общечеловеческой ценностной философии.
Сами термины «правые» и «левые» появились во времена Великой французской революции, когда в Национальном собрании справа сели фельяны (сторонники конституционной монархии), в центре - жирондисты (умеренные сторонники республики), а слева - якобинцы (они требовали радикальных преобразований). Отсюда и пошло первичное политическое разделение: правые выступают за традицию и ретроспективу, левые же мечтают о революции и прогрессе.
Но впоследствии обнаружилось, что такое, не побоюсь этого слова, примитивное разделение вредит политическому процессу. Спустя десятки лет новейшая политическая реальность решительно никоим образом не сочеталась со старыми понятиями.
Среди сторонников перемен окончательно сформировалось два фланга: умеренно-прогрессивный либеральный и революционный социалистический. Природа правой мысли была признана более широкой и неоднородной, нежели о ней думали ранее. Политическая конъюнктура видоизменилась совершенно. Выяснилось, что либералы, несмотря на своё устремление к реформам и прогрессу, всё же скорее правые, нежели левые.
Исторические потрясения выворачивали привычный мир наизнанку. В двадцатом веке о себе всецело заявила новая, показательно левая экономическая модель. Так, разделение на левых и правых стало определяться в первую очередь по вопросам экономики.
Понятия "левые" и "правые" усложнялись и углублялись в течение десятилетий, однако экономический вопрос этой дихотомии в итоге стал решающим.
Сегодня можно услышать такое вот упрощённое суждение о левых и правых:
"Левые ратуют за бесконечные льготы и бесконечные же налоги, правые же выступают против всего бесплатного и мечтают умертвить налогообложение как явление."
Однако, в добавок к этому вопросу прибавилось множество глубинных вводных. По сути, люди стали расходиться по сторонам уже исходя из своих философских, мировоззренческих и ценностных ориентиров. Давайте в этом разберёмся.
Итак, правые. Чаще всего таковыми называют людей, придерживающихся консерватизма и классического либерализма. На западе эти две идеологии всё сильнее переплетаются друг с другом в борьбе с левой альтернативой. Ниже в перечне современных правых позиций вы обнаружите как традиционно либеральные, так и традиционно консервативные идеи.
Итак, правые — убеждённые индивидуалисты, для которых личность и индивид являются первостепенными, сакральными знаменателями общественной жизни. Коллектив воспринимается правыми как стадо и не вызывает никакого уважения. Правый отказывается коммуницировать с коллективом оттого, что видит в нём обманку вместо реального собеседника.
Разумеется, правые выступают за рыночные свободы и капитализм. С их точки зрения, общество должно развиваться в условиях здоровой конкуренции.
По твёрдому убеждению правых, неравенство и несправедливость естественны, оттого борьба с ними как минимум глупа, чаще всего — разрушительна и апокалиптична. Равные возможности для всех при неравном бэкграунде — вот эталон правых.
Для правых огромное значение имеет Родина, народ (нация), традиция. При этом, не обязательно, что эти ценности выливаются в самодержавие и деспотизм.
Левые, напротив, коллективисты, считающие, что личность в отрыве от общества вредна и потому ставящие прерогативу именно коллективу (примат коллектива над обществом). Соответственно, леваки борются за социализм и командно-распределительную экономику.
Равенство является навязчивой сверхидеей для данного фланга. Равенство и справедливость — вот основные приоритеты левых. Так, они не признают ни "буржуазных" ("патриархальных") стандартов красоты, не признают естественное неравенство людей по всем признакам. Исходя из этих своих позиций левые мечтают победить природу, законы физики, биологии и даже логики.
Родина и национальные разделения относятся левыми к пережиткам прошлого. Они для них являются обузой на корабле современности.
Таким образом, можно заключить: необязательно быть политиком, чтобы иметь позицию, ведь теория гораздо глубже, нежели большинство её представляют.
Олег Зверев