Просто шкаф
Маленький я боялся темноты. Наше окно выходило на огороды, где не было уличного освещения. И по ночам в комнате стоял особенно густой и душный мрак.
В углу чернел громоздкий «шифоньер», так мама называла платяной шкаф. На шкафу всегда что-нибудь горбилось. Например, таз с «хворостом», печеньем, которое мама пекла для детей. Днем я добирался до этого хвороста, подставив к шкафу табуретку, а на нее — маленькую скамеечку. Ближе к осени рядом с этим тазом появлялись и арбузы.
Шкаф этот ночью был просто жуток. В густом, душном, от страха и пота липком ночном мраке шкаф представлялся мне трехголовой смертью. Я боялся пошевелиться под одеялом. Очень хотелось выпростать
…
Взрослые обратили внимание на мой способ сбора урожая. Мама взяла меня на руки, прижала к груди. Плакала. Так была замечена моя слепота.
Дети как дети
Мы жили в коммунальной квартире на втором этаже. Удобства все были во дворе, постиранные вещи сохли на веревках, протянутых от дома к сараю, где хранились дрова и уголь, отопление было печное. А на первом этаже, как раз под нами, жила бабушка киргизка. Русские дети не давали ей проходу. Выйдет киргизка снять свои простыни, а мелюзга беснуется: «Киргизка, киргизка!»
Старуха иногда злилась, но это лишь раззадоривало ребятишек, и она старалась не обращать на нас внимания. Соберет простыни и молча уйдет к себе. Без крайней необходимости не высовывалась.
Старуха уходит с тазом, в котором сложено белье. Медленно, сгорбленно идет. Молча. Изо всех сил молча. И
В школе слепых, где я получил начальное образование, я с ровесниками не дружил. Играл один. Бегал взад-вперед и фантазировал вслух. Ребят это раздражало. Они возмущались, что я «разговариваю сам с собой». Следили за мной и били, дабы отучить. А я прятался, досконально изучив все закоулки школьного двора.
И еще эти собрания. Ради
А мне хотелось книжку почитать. Я прятался с книжкой в кустах. Когда меня стали там находить — в подвале под лестницей, где ворохами лежала исписанная точками толстая бумага. Там тоже меня выслеживали. Выслеживали — и били.
Я не совсем слеп. Светоощущение есть. И вот наплачешься, присядешь где-нибудь в школьном дворе на скамеечке лицом к закату. А вдоль школьного забора были высажены высокие деревья, которые виделись мне рядом пирамидок, что ли. Если правильно помню, это были пирамидальные тополя. Слева — здание школы, побеленное.
И тут начинало твориться
До меня миру не было никакого дела. Я чувствовал себя бесконечно чужим и одиноким. Во мне проступало равнодушие замученной жертвы, сразу после пытки, в бреду.
Все-таки я был очень обидчив. И напрочь лишен чувства юмора. И додумался: обидят один раз — пропускаю завтрак; обидят еще раз — пропускаю и обед. «Голодовки протеста» длились иногда по три-четыре дня. Но обид накапливалось больше, чем режимных приемов пищи, так что в конце концов начинал есть.
Однажды после ужина, пропущенного мною по случаю очередной обиды, одноклассник пытался тайком в школьном коридоре дать мне хлеба. Я гордо отказался. Мальчик отвернулся к стене и горько заплакал. Меня это потрясло. Голодовки стали сходить на нет.
Родители
В Загорском детдоме, когда я мог с мамой видеться только раз в год, на летних каникулах, я растравлял себя, вспоминая каждый такой случай. И казнился острым чувством вины. Не мог простить себе ни отказа от семечек, ни той маминой слезы, ни многого другого.
Мама работала на железной дороге техником на энергоучастке.
шать — и с тех пор полюбил духовой оркестр на всю жизнь. Куда бы мы ни шли, я, заслышав оркестр, тянул туда, и оттащить меня было невозможно.
Я научился подражать оркестру голосом. Старался запоминать и напевать мелодии. Ноябрьские и майские праздники любил за оркестр впереди колонны. Если колонна железнодорожников
Всего лишь звук
Окна спальни в школе-интернате для слепых выходили на неосвещенную часть двора, на дорожку позади общежития, в конце которой были умывальники, водопроводная труба с дырочками, из которых била ледяная вода. Мы там умывались в теплое время. А за дорожкой был арык, по которому сбегала вода от умывальника. За арыком — довольно крутой подъем, поросший травой. Подъем был до самого школьного забора, темного и высокого. В арыке весной я пускал бумажные кораблики.
И вот по ночам с этой глухой части школьного двора, на которую выходили окна спальни, стал доноситься не то гул, не то вой. Низкий-низкий. Наверное, за порогом слышимости. Инфразвук
А может быть, я вовсе не приемник звука, а его источник? Тогда понятно, почему звук уходит в бесконечность. И понятно, почему его больше никто не слышит. Но почему он такой низкий? Что это?
…Я глох.
Типичные взрослые
Мне
Начал глушить в себе свет. Увы, преуспел, на
А так… Еще раньше, во Фрунзе, помню, везет меня мама из школы слепых домой, а автобусы ходят редко, ждать на остановке скучно. Отойдешь чуть в сторону, где у арыка в четыре ряда деревья стоят, обхватишь руками ствол ближайшего дерева… и
И все же, все же…
Тем не менее пусть тайна будет разлита вокруг нас. Пусть у каждого дерева, у каждого фонарного столба, у каждого булыжника будет собственное настроение. Разрешим быть эмоциональным и таинственным воздуху, которым дышим, свету, струящемуся в наше окошко. Ну а ночной мрак таинственен в принудительном порядке, без спросу. И он
Так оно безопасней для окружающего нас мира — наше чувство бесконечности и непонятности этого мира, в
Да и какое же чувство истины без чувства тайны? Не бывает истины без сказки.
Корней Чуковский не зря оплакивал маленьких рационалистов, убежденных, что «акулов не бывает». Вот где психолого-педагогические истоки бездуховности.
Так что разрешим себе чувствовать таинственность мира. Разрешим миру быть живым. Если хотим в нем жить…
Суворов Александр