Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Лидер — не волк-одиночка

«Это человек, который несет ответственность за других», — убежден ректор Института международных социально-гуманитарных связей Владимир ЖУРКО.

В ИМСГС знают о лидерах не понаслышке. Еще бы! Это один из немногих вузов в России, который профессионально готовит организаторов молодежной и детской работы для всей страны.

Да и сам Владимир Журко — лидер явно неформальный, еще комсомольского закала. Иначе не решился бы пять лет назад создать собственный вуз, не был бы избран в Общественный совет Москвы, не входил бы в Экспертный совет Министерства образования и науки РФ, где отстаивает интересы молодых.

Но легко ли сегодня, в период переоценки ценностей, воспитать молодежного вожака? Об этом наш разговор с Владимиром Ивановичем ЖУРКО.

Необходимо понять: лидер — это кто? Что важнее: карьера или профессионализм? Как стать успешным и сохранить друзей? Брать от жизни все или важнее — оставаться человеком?

— Много лет назад вы сознательно пошли служить армию, хотя у вас была бронь. Почему?

— Я родился в маленькой белорусской деревне Постолово Брестской области, которую постигла судьба Хатыни. Во время войны немцы сожгли ее дотла. Мои родители, к сожалению, их уже нет в живых, как и многие односельчане, спасались в белорусских лесах. Отец прошел всю войну в полковой разведке. В 20 лет стал кавалером высшей солдатской награды — ордена Славы, которая, как вы знаете, приравнивается к званию Героя Советского Союза. В 20 лет — совсем мальчишка! И как мог я, выросший на героической белорусской земле, воспитанный отцом-героем, не отдать долг Родине? Слово «патриотизм» для меня и моих земляков — не пустой звук.

— То есть вы пошли служить, потому что иначе не могли?

— У нас так сложилось в Белоруссии, что молодой человек, который не служил в армии, считался «ущербным». Окончив техникум железнодорожного транспорта и получив диплом, я работал в Прибалтике — в таких городах, как Вильнюс, Каунас, Таллин. Потом — ЛИИЖТ. После него имел отсрочку от армии, но по своей инициативе пришел в военкомат.

Мне выпала честь служить в элитных воздушно-десантных войсках, о чем ни капельки не жалею. Армия воспитала меня, закалила, сформировала волю, характер, умение брать ответственность на себя, дала возможность служить во многих точках Советского Союза — от Каунаса до Земли Франца Иосифа. А разве можно забыть прыжки с парашютом!?.. Поэтому всегда с гордостью отмечаю 23 февраля и 2 августа — День ВДВ.

— По второму образованию вы — историк. Учились в Москве?

— Всегда с гордостью говорю, что прошел Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ (сейчас МосГУ), получив здесь и организаторские навыки, и умение работать с молодежью. У меня были замечательные учителя — Тамара Ивановна Карпова, Николай Владимирович Трущенко, Анатолий Петрович Зиновьев, Василий Гаврилович Никулин. Это люди высокого профессионализма, исключительной нравственности. Их жизненное кредо — дойти до каждого и проявить в людях их уникальность. В МосГУ я прошел все ступени, начиная от секретаря комсомольской организации до проректора института.

— Правда ли, что за годы учебы вы получили медали «За доблестный труд» и «За освоение целинных земель»?

— Да, я был командиром одного из самых крупных московских студенческих строительных отрядов «Комиссары», который наряду с другими ССО строил Надеждинский металлургический комбинат в Норильске. До сих пор там есть табличка, где написано, что комбинат строил ССО «Комиссары»: командир В.И. Журко, комиссар Ю.В. Русанов.

ВКШ была своеобразной кузницей по подготовке молодежных кадров. Поступали туда те, кто имел за плечами двухлетний опыт практической работы, а служба в рядах Вооруженных сил была обязательным условием. А главное — все были неравнодушны, имели организаторские способности, были коммуникабельны, жизнь знали не по учебникам. Практически все организации по работе с молодежью на комсомольских стройках, которые на тот момент были — БАМ, Нечерноземье, КАТЭК, — возглавляли выпускники нашей школы. Это были талантливые, интересные ребята. Настоящие лидеры!

— Как вы считаете, почему в годы учебы секретарем комитета комсомола выбирали именно вас?

— Наверное, доверяли. У нас была настоящая демократия и свобода слова. Для меня это была школа, которая подготовила к общению, научила надежности, доверию к товарищам. Но главное — подарила умение дружить и этим дорожить. Наверное, нет на постсоветском пространстве ни одной бывшей союзной республики, где у меня не было бы друзей.

Я очень ценю настоящую дружбу. Мы практически каждый год собираемся вместе. А в этом году будет 30 лет с момента окончания ВКШ, и 3 июля у нас большой юбилейный сбор! Мы поддерживаем друг друга как морально, так и материально. Чего греха таить, судьба сложилась у всех по-разному, но если, не дай Бог, случается беда — всегда готовы прийти на помощь.

— А что вообще, по-вашему, значит быть лидером?

— Я считаю: лидер — это неравнодушный человек, у которого есть определенные организаторские способности, который несет ответственность не только за себя, но и за других. Он готов повести за собой остальных. Он может принимать решения, в том числе рискованные, и отвечать за них — это самое главное. Вот это лидер!

Я, например, очень рад, что наши ребята-студенты работают дублерами московского правительства, в префектурах, в общественных организациях. Они должны понимать: жизнь — не только ковровые дорожки в мэрии или другой структуре. Это в первую очередь — громаднейшая ответственность за тех, кто с тобой рядом. Ты должен понимать, ты — не один. Ты не волк-одиночка. Ты находишься в обществе, и есть законы развития этого общества.

— Значит выгодней строить человеческие отношения, чем стремиться урвать все и сейчас, взять от жизни все?

— Ничего плохого в карьере нет, если понимать под этим самореализацию. Но я всегда боюсь так называемых «энтузиастов», для которых изменить своему слову, поступиться нравственностью ничего не стоит. Они обо всем судят поверхностно, у них нет стержня, а главное — нравственной основы. Это, на мой взгляд, в чистом виде карьеризм. С такими я достаточно резок, такие никогда не получат у меня поддержки. Из таких не выйдет достойных руководителей. Они — цинки. Для них окружающие — серая масса.

— А своих студентов вы поддерживаете?

— Для каждого родителя его ребенок — самый лучший. Так и для меня мои студенты — самые лучшие. Я всегда говорю: «Ребята, мы дадим вам путевку в жизнь — будем говорить, что вы — самые умные, самые красивые. Но все остальное будет зависеть от вас. Ваша судьба — в ваших руках!».

Благодаря контактам, общественной работе, моим коллегам мы работаем с теми организациями, руководителей которых хорошо знаем. Уверены, что наши студенты попадут в надежные руки — их научат, помогут, спросят по всей строгости. Я искренне благодарен всем, кто помогает нам растить будущих специалистов, не бросает наших выпускников, направляет в правильное русло.

А часть ребят — тех звездочек, которые ведут активную общественную работу — мы сознательно поддерживаем. Грядет преддипломная практика, и мы большую группу студентов отправляем в Комитет общественных связей правительства Москвы, в Департамент семейной и молодежной политики, в Департамент социальной защиты, в Министерство образования и науки РФ, в Счетную палату и другие ведомства.

Многие наши выпускники блестяще работают в этом направлении. Например, Светлана Левкович — сотрудник Комитета общественных связей. Лукьяна Суворова заведует международным отделом Российского союза молодежи. Иван Марьин — один из дублеров правительства Москвы, работает в управе «Щукино». Татьяна Калыгина — в Министерстве образования и науки. И мне приятно, что теперь уже мы иногда обращаемся к ним за советом и помощью.

— Молодые люди сейчас иные, чем тридцать лет назад?

— Гораздо прагматичнее, гораздо умнее. Быстрее реагируют на изменения в нашей жизни, как отрицательные, так и положительные. Они гораздо мобильнее нас.

— Время вынуждает?

— Конечно, когда я заканчивал железнодорожный (ЛИИЖТ), четко знал: иду работать мастером второй группы, заработная плата — 145 рублей, приехав в Таллин, получу койку в общежитии, подъемные, на которые даже без помощи родителей смогу жить.

Сейчас абсолютно другая ситуация. Многие студенты (особенно это характерно для московских вузов) начиная со 2—3 курсов вынуждены идти работать. И, хотим мы того или нет, страдает качество учебы. С другой стороны, студенты часто сами платят за обучение и тем самым поставлены в жесткие условия: только работа дает им возможность жить и получать образование.

— Какова здесь роль вуза?

— Наша задача — сделать все возможное, чтобы они поняли необходимость освоения образовательного стандарта. Это первое. Второе — направить их на глубокое изучение будущей профессии, чтобы их дальнейшая работа шла по специальности. А для этого в институте большое внимание уделяется практике.

Начиная с первого курса я обращаю внимание: «Ребята, для вас начинается новый, непростой этап жизни. Вы можете по-разному относиться к занятиям, но жизнь все расставит по своим местам. Пробелы в знаниях скажутся на вашей карьере. Если вы в годы учебы выбираете работу, то должны четко понимать — вы многое теряете».

— Ваш вуз готовит экономистов, менеджеров, социальных работников. Ваши студенты активно ездят по учебному обмену за рубеж, поддерживают контакты со сверстниками из Франции, Германии. Однако главным делом ИМСГС вы считаете профессиональную подготовку молодежных и детских лидеров. Почему?

— Молодежные и детские организации — часть нашего гражданского общества. Без их участия и активной жизненной позиции невозможна реализация стратегических планов России.

Наверное, нет в России ни одной молодежной организации, лидера которой я бы не знал. Со всеми стараюсь контактировать. Сегодня утром, например, у меня состоялся разговор с Сашей Соколовым — это председатель Национального совета молодежных и детских организаций России. Очень интересный молодой человек. Родом из Костромы, был руководителем молодежной организации, потом — секретарем ЦК РСМ. Всегда радуюсь его успехам.

И таких руководителей общественных организаций немало… На наш взгляд, очень важна подготовка современных молодежных лидеров, налаживание с ними равноправного диалога и совместной работы.

— Почему, вы считаете, так важно готовить профессиональные кадры для работы с молодежью?

— Нужна четкая система, а для этого необходимы профессионалы. К сожалению, на данный момент в России не сложилась система подготовки, переподготовки и повышения квалификации «молодежников». Сегодня новое Министерство спорта, туризма и молодежной политики вплотную занялось этой проблемой. Богатый опыт работы и у нашего института. Мы объединили вокруг себя лучших специалистов и ученых, которые есть в Москве и в регионах.

Ежемесячно в нашем Центре дополнительного профессионального образования (ЦДПО) проходят курсы повышения квалификации до 150 молодежных работников России, в том числе и из Москвы. Практически в каждом субъекте Российской Федерации в органах по делам молодежи работают молодые люди, которые прошли переподготовку или повысили квалификацию в нашем институте. И сейчас мы можем без ложной скромности сказать — у нас это хорошо получается!

— А какие проблемы молодежи сегодня надо решать? Какие законы нужны?

— Этот год объявлен Годом молодежи. Министерством спорта, туризма и молодежной политики определен четкий план действий на год и на перспективу. В частности, показана роль молодежи в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. В этих условиях требуется подготовка современных молодежных лидеров и опора на них в разных структурах власти и в общественных организациях.

Именно сегодня должны появиться законодательные акты, которые определят все наши последующие действия. Необходимо принять закон о молодежи, разработать концепцию молодежной политики с учетом времени. Нужны кардинальные меры по проблемам занятости молодежи, помощи молодой семье в нынешних сложных экономических условиях.

— Как вы считаете, у вашего вуза есть свое лицо?

— Прекрасно понимаю, что наш вуз не может соперничать ни с одним государственным — с учетом их господдержки, финансирования и т.д. Но у нас есть целая группа сотрудников, которые одержимы своей работой, любят свой институт, честно выполняют свои обязанности, и их деятельность дает результаты. Нам удалось сплотить настоящую команду единомышленников. Поэтому я, несмотря на современные проблемы в отечественной высшей школе (экономический кризис, демографическая яма, сложности с правилами приема в форме ЕГЭ…), на будущее всегда смотрю с оптимизмом. Пока у нас есть такие люди — Россия живет, будет жить и развиваться.

— У вас много времени отнимают общественные нагрузки. Вы в этом смысле — нетипичный ректор?

— Может, я и нетипичный ректор с точки зрения вузовских канонов. На мне действительно колоссальнейшая общественная нагрузка. Знаете, когда я прихожу в институт? Каждый мой рабочий день начинается 6.20 утра. Мне порой коллеги говорят: зачем вам это надо? Но для меня по-другому быть не может. Всю жизнь считал и считаю себя неравнодушным человеком. И, если жизнь так распорядилась, что я сегодня стал членом Комиссии по делам молодежи Общественного совета Москвы, членом Российско-немецкого совета по молодежным обменам, консультантом Совета Федерации по проблемам молодежи, членом Коллегии Департамента семейной и молодежной политики правительства Москвы, председателем Общественного совета Департамента семейной и молодежной политики, членом кадрового совета Министерства по делам спорта, туризма и молодежной политики РФ, то следует нести этот груз ответственности.

Общественная работа, конечно, отнимает много времени, но я прекрасно понимаю, что от моей позиции в решении вопросов работы с молодежью многое зависит. Кроме того, для института, для наших студентов, которые получают возможность активно участвовать во всех мероприятиях, проходящих в Москве, это — способ самореализации, поиска своего места в жизни.

Общественная работа не мешает мне быть активным участником жизни вуза. Я знаю отношение ко мне студентов, знаю, что каждый из них может прийти ко мне со своими проблемами и мы совместно сможем найти их решение. Если выхожу на собрание студентов, прошу: задавайте самые острые, волнующие вас вопросы. Считаю, если начинаешь юлить или не отвечать на вопросы, грош тебе цена. Ты должен сразу показать студентам, что работаешь с ними честно, откровенно, принимаешь решения объективно. Только тогда можно рассчитывать на стабильный авторитет.

— Вы были состоявшимся человеком, когда пять лет назад решились создать свой вуз. Почему?

— Первое и самое главное — мне захотелось самостоятельного дела, которое могу осилить. Очень благодарен за науку руководить вузом нынешнему ректору Московского гуманитарного университета Игорю Михайловичу Ильинскому, который сам является блестящим организатором и ученым, возглавляющим сегодня один из ведущих негосударственных вузов. Конечно, были и единомышленники, которые меня поддерживали. Именно поэтому я и стал заниматься делом, которое люблю, которое знаю и которым очень дорожу.

Беседовала Анна Миргородская

822


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95