Казалось бы, истина в том, что грязно ругаться некрасиво. Но кто из нас никогда в жизни не произносил нецензурных слов в той или иной ситуации (или хотя бы в мыслях), тот пусть первым кинет в матерщинника камень. Недавний соцопрос на одном из телеграм-каналов по случаю неофициального Дня борьбы с ненормативной лексикой показал, что 70% москвичей используют матерные слова в своей речи. Много это или мало? «МК» выяснил у лингвистов и психологов, допустимо ли в принципе материться культурным людям?
Благодаря соцопросу была составлена карта самых «неприлично говорящих» районов Москвы. Главные матершинники живут в поселении Киевский (Троицкий округ Москвы, 86%), в районе Красносельский (82%), Проспект Вернадского (80%), Новогиреево (79%) и Рязанский (78%). Районам Куркино и Тверскому немного не хватило до звания культурных (там мат употребляют 45% и 46% опрошенных). А самые приличные люди живут в центре Москвы.
Впрочем, не стоит относиться к опросу слишком серьезно. Но определенные выводы сделать можно.
Религиозные деятели не устают напоминать, что сквернословие считается грехом. «Природа сквернословия не имеет под собой божественного начала и исходит от бесов, – на днях написал священник Евгений Подвысоцкий в своем блоге. – Матерная ругань пришла в речь современного обывателя из давних языческих заклинаний и ритуалов, зачастую сопровождавшихся разного рода развратом и грязью. Ругаясь матом, человек поворачивается в сторону нечистой силы и оскверняет самого себя». При этом он предупредил: «И не стоит удивляться, если у человека, для которого матерные слова стали частью повседневной речи, в жизни что-то не складывается».
Но мы не берем воцерковленных людей, которые не позволяют себе подобного недопустимого речевого поведения. «МК» задал одному из экспертов в области русского языка простой вопрос: отчего некоторые наши граждане практически разговаривают на мате?
– Если мы говорим о людях, которые используют обсценную лексику в быту постоянно, то это люди с низкой речевой культурой, – объясняет лингвист, доцент кафедры русского языка МАРХИ, член Орфографической комиссии РАН Мария Ровинская. – Нецензурные слова имеют важное свойство: они семантически пустые, то есть они могут выражать огромное количество смыслов в зависимости от ситуации, контекста. И, соответственно, для человека с бедным словарным запасом проще употребить обсценное слово в какой-то ситуации, чем подыскивать другое слово. Если мат льется, что называется, рекой, это говорит о речевой беспомощности.
Есть утверждение, что существуют сферы, где не обходятся без обсценной лексики (считается, что там она используется более или менее легитимно). Некоторое время назад их было три: это армия, стройка и тюрьма, закрытые, преимущественно мужские сообщества. Сейчас к этим областям добавились журналисты, пиарщики и маркетологи, которые, как они утверждают, не могут обойтись в своей работе без употребления мата. Мне это кажется странным. И дело тут не в стрессе – не думаю, что у врачей и учителей менее нервная работа. Да, употребление мата связано, безусловно, со стрессовыми ситуациями, но больше все-таки с культурой и самодисциплиной.
Повсеместное, безудержное употребление нецензурной лексики, в первую очередь, это признак вседозволенности; человек разрешает себе подобное поведение, при этом осознавая, что он произносит. Все-таки обсценная лексика существует в языке как средство выражения неконтролируемых сильных эмоций, когда человек собой не владеет, когда с ним случилось что-то экстраординарное. И если такие слова есть в вашем лексиконе, вы можете их произнести в такой момент. Но если вы себя контролируете и понимаете, что вы говорите, использование такой лексики не нужно. Проявите еще больший контроль, найдите другие слова. А если ваш лексикон беднее, чем у Эллочки-людоедки, то, понятно, что других слов вы не найдете.
– И все-таки, истинно интеллигентные люди, по Вашему мнению, не должны употреблять матерные слова ни в каких случаях?
– Интеллигентные, культурные, высокообразованные люди могут использовать обсценную лексику лишь тогда, когда ее употребление уместно. Например, цитируя какой-то анекдот или в какой-то исключительной ситуации, когда других слов найти невозможно.
Отдельный аспект сферы употребления нецензурщины – когда на ней говорят подростки. Каждый из нас не раз замечал, проходя мимо компании школьников, будь то даже это приличные с виду, хорошо одетые ребята и девочки, что из юных уст льется нескончаемый мат. Впрочем, так было во все времена, и тому есть объяснение.
– Тут имеет место целый комплекс причин, – говорит Мария Ровинская. – Помимо того, что их словарный запас еще недостаточно разнообразен (надеемся, что это временно) и им, действительно, проще употреблять обсценные слова для выражения каких-то своих простых мыслей в бытовом общении, подростки еще и бравируют тем, что якобы они уже взрослые, раз употребляют такие слова, которые запрещено употреблять, в особенности детям. Тем самым они стремятся отделиться от детства. Это и недоработки воспитания, и влияние взрослых (эти примеры всегда перед глазами), которые произносят такие слова гораздо легче, чем некоторое время назад. Но я бы не стала переоценивать угрозу: в этом случае мат можно считать и частью подросткового жаргона, так как никто из них во взрослой жизни не сохраняет такую речь. Все, как правило, «перерастают» мат. Но подчеркну – в данном случае речь идет о тех молодых людях, которые готовы расти культурно и духовно, которые готовы об этом думать.
Более лояльно к использованию обсценной лексики высказался в беседе с «МК» психолог Евгений Идзиковский, который считает, что мат – «это наши социокультурные традиции, поэтому в нашем обществе материться - это нормально». «К тому же есть исследования, которые показывают, что ненормативная лексика, например, облегчает состояние при стрессе и/или боли, – добавил психолог. – Представители среднего класса, как представляется, матерятся реже, но процент людей среди тех, кто вообще употребляет мат, примерно такой же. Чтобы никогда не употреблять такие слова, нужны какие-то веские причины, и первая из них – в семье так никогда не было принято, то есть это вопросы конкретного воспитания».
Ирина Бричкалевич