Круглосуточная трансляция из офиса Эргосоло

Ливия глазами европейца

Путевые заметки, заметки путешественника — в наше время жанр банальный. Трудно удивить заграничными описаниями в наше время, когда границы открыты, и любой, кому позволяют средства и время, может путешествовать почти где угодно.

Но именно «почти». Многие страны пока находятся, что называется, в стороне от протоптанных туристических маршрутов. Тут бывает замешана и политика.

Итак, читайте рассказ нашего нового автора Игоря Владимировича Литвиненко о его пребывании в Ливии.

Редакция сайта 1001

ЛИВИЯ ГЛАЗАМИ ЕВРОПЕЙЦА

Доброе утро (день, вечер) всем, кто будет читать это изложение мыслей на бумаге из Сахары! Я никогда не видел в себе писателя, поэтому заранее знаю, что всё, о чём пойдёт речь ниже по тексту, и весь текст целиком, не может быть номинирован ни на какую премию в области литературы и искусства.

А попробовать решился после помощи коллектива замечательного проекта «СОЛО на клавиатуре» научиться печатать слепым методом и последовавшей просьбы попробовать себя в повествовании о себе, окружающем мире или что-то в этом роде. Посетив сайт «СОЛО», где печатаются подобные рассказы, и прочитав несколько работ, понял, что писать можно практически обо всём и в свободном стиле.

Для продолжения повествования представлюсь. Зовут меня Игорь Владимирович Литвиненко, мне 39 лет, родом я из украинского города Кривой Рог, по профессии — врач-хирург.

Каждый рассказ имеет своё название. И я думал, как назвать весь этот текст. В голову лезли названия разных телепроектов, книг, статей. Решил назвать «Ливия глазами европейца из Украины». Что-то созвучное «Советский Союз глазами зарубежных гостей» (была такая раньше передача). Не правда ли?

Сразу оговорюсь, что это моё видение, мои мысли и высказывания. Я также не берусь утверждать, что некоторые исторические, географические и другие подобные данные, приводимые мной, соответствуют официальной действительности. Всё, что отложилось в моей памяти из информации, почерпанной из разных источников и по собственным наблюдениям, в итоге и выстраивается сейчас в этот рассказ. Итак…

Из вышеупомянутых слов «Сахара» и «Ливия» становится понятно, что я нахожусь в Ливии, плюс ещё — в Сахаре. Работаю я здесь врачом по контракту с февраля 2006 года. Скоро уже буду возвращаться домой. Как говорится: «Хорошего понемногу».

И где же эта Ливия? А Ливия находится на севере Африки. На том самом севере омывается водами Средиземного моря. Граничит (против часовой стрелки с северо-запада на восток) с Тунисом, Алжиром, Нигером, Чадом, Суданом, Египтом. Территория равна сумме территорий Франции, Германии и Бельгии. Население — арабы, где-то в пределах 6—7 миллионов. Язык — арабский. Религия — ислам. Столица — Триполи. Национальная валюта — ливийский динар (американский доллар : динар — 1 : 1,2—1,3).

Здесь есть много исторических мест, дошедших до наших дней со времён Древней Греции и Рима. Целые города. Одно дело, когда смотришь на такое по телевизору, в кино или на фото. И совсем другое дело, когда сам ходишь по улицам древнего города. Знающие люди поймут меня. Основное богатство Ливии — «чёрное золото». Как мне сказал один знакомый араб, качество нефти, добываемое здесь, одно из самых высоких в мире. Большая часть территории страны (если не вся, за исключением небольших участков возле моря) — пустыня Сахара. Слово «сахара» и означает на арабском языке — пустыня. Иными словами, мы, не арабы, дважды произносим одинаково значащее слово, когда говорим «пустыня Сахара».

Моё место положения — район города Тобрук. Это на востоке страны, примерно в 130—140 км от границы с Египтом. До столицы Ливии по побережью на запад — 1482 км. Доводилось дважды в том и обратном направлениях преодолевать на машине это расстояние, в сумме — 4 раза. Для сравнения замечу, что по прямой до моего родного дома отсюда примерно 3300 км.

Тобрук довольно известный в историческом плане город. Это место в своё время облюбовали пираты (из-за наличия бухт), в самом конце 18-го века здесь высаживался Наполеон со своей армией, когда шёл покорять Египет. Во Вторую мировую войну здесь происходили военные события, что-то вроде «второго Сталинграда». Я когда-то по каналу «Дискавери» смотрел фильм об этом. Не думал никогда, что сам лично смогу попасть в эту историческую область. Против немецко-итальянского контингента воевали войска союзников из Великобритании, Франции, Чехии, Польши, Южной Африки, Индии, Австралии. В окрестностях Тобрука есть кладбища-мемориалы погибших воинов, как с одной стороны, так и с другой. Арабы следят за ними, что очень приятно. Также в некоторых местах есть хорошо сохранённые оборонительные позиции из бетона (те, которые не взорвали в своё время). До сих пор можно находить также хорошо сохранённые каски, гильзы, пули, элементы экипировки и т.д. Есть музей под открытым небом останков военной техники, а в здании старой бывшей католической церкви (тоже историческое сооружение) — музей оружия тех событий. Для любителей военной истории это интересное место. Ко всему этому, в некоторых местах ещё имеются минные поля тех лет. Бывают случаи подрыва людей на них.

Помимо указанных мин, на территории Ливии достаточное количество и современных минных полей, которые ливийцы сейчас убирают. К слову, я в настоящий момент являюсь участником этих мероприятий. Образно и прямо говоря — медицинское прикрытие. Не знаю, насколько это правда, но как сказали мне, чтобы убрать все мины во всём мире понадобится около 300 лет. Подумать только, сколько смерти заложено в земле нашей планеты! И это только такого способа убийства человека.

Моя «служба» в ливийской армии длится около года, до этого чуть больше года жил и работал в одном из селений недалеко от Тобрука. Тогда и приходилось в близком общении познавать, кто такие ливийцы. Как по мне, то они похожи на «наших» цыган. Селятся (беру во внимание селения) семейными кланами. Часто можно встретить родственные браки, откуда у потомства встречаются уродства (медики, если таковые будут читать, знают причину). Среднее количество детей в семье — 10. Поражало то, как женщины к этому относятся. Они на все 100% уверены, что детей должно быть целая ватага. Только как их растить, при их бедности. А теперь представьте себе женщину в 40 лет, у которой было примерное количество выше указанных родов. Не говоря уже о старшей возрастной категории женщин. Одним словом, стареют быстро от частых родов. Причина — биологическая изношенность организма. Это уже и кто не медик поймёт. Рассказывали историю про одну семью: у одного мужчины от 4 жён имеется где-то 40 детей. Так он не всех своих детей помнит по именам. Есть и другое сомнение: всех ли своих детей он знает вообще? К слову, мужчина может брать в жёны до 4 женщин. Были бы деньги. А этого добра им, ливийцам, как раз и не хватает. Основная масса населения — бедняки.

Теми же глазами европейца замечу, что в большей массе своей народ этот ленивый. Не хочу сказать, что все, повторюсь — в большей массе. Дома и дороги им строят египтяне и суданцы. Не одно только это характеризует их лентяйство.

Встречаются и хорошо образованные люди, которые владеют иностранными языками, обучались за границей. Естественно, чаще всего это выходцы из хорошо обеспеченных семей либо с головой на плечах. Очень много можно встретить мужчин, которые владеют элементарными знаниями русского языка, т. е. могут общаться на нём. Откуда знают? Просто во времена Советского Союза они проходили военную службу в ливийских морских силах и обучались воевать непосредственно в Прибалтике, Украине, на Черноморском побережье Кавказа.

Продолжу про простой люд. К нам, иностранцам, чаще проявляют предвзятое отношение. Что имею ввиду? Могут камнем запустить либо обзываться, показывая своё мнимое превосходство. Женщин «наших» — за счастье ущипнуть при случае за «мягкое место» или просто потереться, делая вид, что случайно. Это относится к детям и подросткам, а в случае с женщинами могут быть и половозрелые дяденьки, у которых зашкаливает либидо. Взрослое население на такие «забавы» никак не реагирует. Для них это больше походит на зрелище. Вообще, мужская часть населения очень сексуально озабочено. Они и на «своих» девушек и женщин смотрят «голодными глазами», выкрикивают что-то вслед (что, можно догадаться по смыслу и действию). Кстати, большую часть жизни, если можно так выразиться, женщина проводит дома. По улицам Тобрука ходят в основном мужчины. В других городах та же картина. Но закончу мысль. Пацанёнок может и не знать, как называется его орган размножения, зато может им уже бравировать. Что касается женской половины, то тут как везде — стремление понравиться противоположному полу. Девочке, не успев появиться из родовых путей, уже начинают красить ресницы, потом несут прокалывать уши для серёжек. Пойди докажи им, что младенец и так «джамиля» (по-арабски — «красивая»). Нет, надо красить глаза и колоть уши как можно скорей!

При всём этом у них определённая трудность жениться или выйти замуж: жениться — нужны деньги, выйти замуж — нужен жених с деньгами. На улице познакомиться — исключено, тут свои традиции сводничества. Семьи большие. Когда дети подрастают, их женить или замуж выдавать надо. С какого бока не посмотри на этот вопрос — везде проблема. Удивляются, когда начинаешь им рассказывать, после поставленных вопросов, как у нас знакомятся и женятся потом, что для этого надо. И все неженатые арабы, с которыми общался, почему-то думают, что они такие себе мачо, что их ждут невесты в Украине. Напрашиваются, мол, хочу попасть в Украину, чтобы найти себе там невесту. Своё выражение лица и мысли по этому поводу излагать я не стану.

Но не всё так печально, как описываю. При всех этих трудностях, свадеб много, особенно осенью, когда спадает жара.

Как-то побывал на ливийской свадьбе. В двух словах можно охарактеризовать, как посидели, поговорили, поели, опять поговорили, и разошлись. Это на мужской половине. На женской половине имеют место танцы под барабан, визги и хлопанья в ладоши. Главная задача «виновников свадьбы» и их родителей — накормить гостей. Поел — можешь уходить, никто тебе ничего не скажет. Но происходит как в том анекдоте: «А поговорить?» (кстати, любимый, если не единственный, для многих способ провести время).

Подарков на свадьбе, как принято у нас, никто не дарит. Подарки должен дарить жених. На худой конец может что-то подарить и свидетель, который после свадьбы автоматически становится своего рода кумом. Подарков должно быть как можно больше. Их потом показывают на женской половине, мол, смотрите, какая у нас невеста, и чем её задобрили. Для жениха свадьба — что-то страшное. Это я в отношении денег. Во-первых, должен быть дом, где новоиспечённая семья должна жить. Во-вторых, своего рода калым родителям невесты. И потом пошло-поехало: деньги на саму свадьбу, деньги на подарки (обязательно должны быть золотые украшения, чем больше, тем лучше). Чтобы перевезти все подарки, нужно несколько легковых машин. В среднем такая гулька идёт 3—5-7 дней. И заметьте, ни капли спиртного. Здесь спиртные напитки запрещены религиозными устоями, официально в магазине можно купить только безалкогольное пиво. Но, как известно, запретный плод сладок. И здесь это правило действует. Так что, и под религиозные устои и запреты тоже есть свои лазейки. Одним словом, кто захочет — тот найдёт и что покрепче (но не на свадьбе, а по жизни). Это и контрабанда, и умение гнать банальный самогон. Так что и тут можно встретить случаи употребления спиртного. Вот так!

Раз уж упомянул о религии, то напишу пару строк и на эту тему. Сам я — православный христианин-ортодокс. С мусульманами доводилось служить в Советской Армии. Но такое окружение впервые в моей жизни. К исламу у меня ничего личного нет, опишу лишь моё видение жизни правоверных в этой стране. По своей сути ливийцы — народ набожный. При случае отдельные индивидуумы не упускают возможности рассказать мне, что их религия самая правильная, даже склоняют поменять веру. Спорить на тему религии нельзя, это понятно. Плюс ещё языковый барьер. Приходится ждать, когда собеседник выскажется, а потом объяснить, что я — христианин, и веры своей не поменяю. Один лишь пример. Как молятся они, и как мы? У них это выглядит в большей степени открыто, мол, смотрите, я Аллаху молюсь (в Новом Завете по этому поводу говорилось про книжников и фарисеев). Да ещё указывают, что молятся 5 раз в день (сомневаюсь, все ли делают это ночью, вернее, под утро; но это дело лично каждого, просто, не надо мне это потом высказывать в виде аргумента, что так правильно, мол, вы, христиане и молитесь неправильно). Как ты им докажешь, что молиться я могу и в уме, про себя, если нет возможности уединиться или пойти в храм? Зачем же это показывать на людях? А сразу после молитвы идти пулять камнем в людей (не обязательно в иноверцев) с тем, что потом помолюсь, если что? Это лишь отдельный пример.

От религии плавно перейду на быт. Поражает и такой факт: перед молитвой обязательный ритуал — вымыть лицо, руки, ноги. А по жизни народ нечистоплотный. Видно, с генами передаётся выбрасывать всё себе под ноги. Это надо видеть своими глазами. Об мусор спотыкаться можно. В доме стараются держать чистоту. Женщины работают как электровеники (другая функция женщины, по их пониманию, и вспомните здесь про их желание найти невест за границей). Но, извините, — чисто не там, где метут, а там, где не сорят. Пустые пластмассовые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумага, коробки, окурки и многое другое — всё это в большом количестве можно встретить на своём пути. Нет на них нашей санэпидслужбы!

Ваш Игорь Владимирович

2012


Произошла ошибка :(

Уважаемый пользователь, произошла непредвиденная ошибка. Попробуйте перезагрузить страницу и повторить свои действия.

Если ошибка повторится, сообщите об этом в службу технической поддержки данного ресурса.

Спасибо!



Вы можете отправить нам сообщение об ошибке по электронной почте:

support@ergosolo.ru

Вы можете получить оперативную помощь, позвонив нам по телефону:

8 (495) 995-82-95